Серийные маньяки vs серийные любовники

Четыре французских фильма – и в каждом непременно трупы. То убийство на автостоянке, то массовая гибель киномехаников, то внезапный уход из жизни большого числа заслуженных любовников...

Воры (Les Voleurs)
Франция, 1996, 115 мин.
Режиссер: Андре Тешине
В ролях: Катрин Денев, Даниэль Отой

Сказать, что Иван и Алекс не очень любят друг друга, – не сказать ничего. Они друг друга ненавидят. То тихо, то громко. Они – братья. Иван – преуспевающий вор с повадками плейбоя. Успешно совмещает руководство рестораном и кражу машин. Живет в хоромах, ест сало с салом. Алекс (Даниэль Отой) – его полный антагонист, да к тому же полицейский. Каждая их встреча грозит тотальной аннигиляцией.

Алекс связывается с Джульеттой – работающей на Ивана воровкой с суицидальными наклонностями. Сперва ему кажется, что их отношения ограничиваются лишь сексом. Он сам не замечает, как привязывается к этой взбалмошной и несчастной девчонке. Джульетта же влюблена в преподавательницу философии Мари (Катрин Денев). Во время очередного налета на автостоянку Ивана убивают. Джульетте удается скрыться, но она впадает в жуткую депрессию, считая, что приносит всем окружающим несчастье, и уходит в глухое подполье. Алекс и Мари, забыв о своем соперничестве, объединяются, чтобы найти ее и помочь.

Сюжет пересказать сложно. Нет в классическом понимании завязки или развязки, когда можно описать начало фильма и тем ограничиться. "Воры" – карточный домик. Вынешь одну карту, и рассыплется вся конструкция. События как лягушки прыгают то на год назад, то на полгода вперед. А как определить фильм – неторопливый и завораживающий или невнятный и затянутый, – зависит от вкуса. Чего не отнимешь, так это классных актерских работ.


Город страха (La Cite De La Peur)
Франиця, 1994, 100 мин.
Режиссер: Ален Берберян
В ролях: Чеки Карио, Жерар Дармон, Эрик Прат, Шанталь Лоби

Одель – пресс-атташе. Всю свою жизнь она пытается пиарить совершенно отстойные фильмы, чью категорию сходу и не определишь – букв в алфавите не хватает. Ее нынешний проект – фильм "Красный мертв". Про то, как некий коммунист Юрий в маске сварщика маньячит во всю дурь, коцая серпом и молотом мирных французов. В общем, кино на букву "Х", но не Хорошее. Однако в первый день Каннского фестиваля на премьере "Красного" убивают киномеханика. Убивает маньяк, одетый как Юрий из фильма, с помощью тех же серпа и молота. Закаленный фрондами французский народ проявляет к событию незначительный интерес.

Из Парижа прибывает бодигард Серж Карамазофф, нанятый охранять исполнителя главной роли, Симона. Симон еще дурнее, чем фильм, в котором он снялся. Он смотрит на жизнь радостными широко открытыми глазами урожденного идиота, а когда счастлив – просто блюет. Поскольку счастлив он постоянно – то... Ну, в общем, чистых мест становится все меньше. А между тем и второй и третий киномеханики, демонстрировавшие фильм, также убиты. Постепенно фестиваль отодвигается на второй план, а люди с неподдельным интересом следят, кто будет следующим.

Подражать не вредно. Но делать это нужно весело и задорно. Сколько уже режиссеров в разных странах обломались, пытаясь подражать знаменитой троице, а до сих пор появляются новые претенденты... Европейцы пародируют голливудские фильмы пяти-, десятилетней давности: "Основной инстинкт", "Терминатора", "Телохранителя". Ясно, что в данном случае вдохновлялись "Голым пистолетом", однако даже до третьей, самой слабой части режиссеру Алену Берберяну – как до Луны в коленно-локтевой позиции.


Серийная любовница (Serial Lover)
Франция, 1998, 85 мин.
Режиссер: Джеймс Хат
В главной роли: Мишель Ларок

Решила как-то Клэр (Мишель Ларок) отметить свое 35-летие. К выбору гостей подошла крайне ответственно – позвала всех троих своих любовников (а заодно и старинного друга), чтобы посмотреть на них и наконец выбрать, с кем провести остаток жизни.

Вечер пошел наперекосяк. Клэр выступила перед гостями, как удав Ка перед бандерлогами. Что интересно, ни один из них не сбежал в сердцах – напротив, каждый решил бороться за сердце ветреной именинницы. И уже казалось, что все кончится хорошо, как последовал ряд диких несчастных случаев и потенциальные мужья (а заодно и старинный друг) резко умерли насильственной смертью. Нужно срочно избавляться от тел, но в этот момент, как назло, является младшая сестра именинницы с кучей пьяных и обкуренных гостей, а "на огонек" периодически заглядывают два полицейских, которые в этом районе ловят грабителей.

Своеобразный фильм. Первую треть кажется, что это обыкновенная чернуха. С вкраплениями эпизодов, показавшихся авторам комическими. Затем – что это все-таки комедия, но не самая удачная. И только перевалив за половину, осознаешь, что это и комедия, и черная, и абсурдная, и очень удачная. А отдельные моменты – чуть ли не гениальные. Особенно, когда два спрятавшихся в музыкальном автомате грабителя поют "Loving You".


Полицейский отряд L.627 (L.627)
Франция, 1992, 145 мин.
Режиссер: Бертран Тавернье
В ролях: Дидье Безас, Филипп Торетон, Шарлотт Кади

Странная кличка для полицейского – Лулу. Она больше подходит проститутке. Но сам Лулу по этому поводу ничуть не комплексует, а пашет как лошадь на ниве борьбы с наркоманией. Вместе с коллегами он сутками сидит в засадах в маленьких вонючих фургончиках, потом часами пишет отчеты, в перерывах воюет с бюрократами. Полицейские не носят модных костюмов, не ездят на дорогих машинах. Они могут и подозреваемого избить, и часть денег заныкать. Люди как люди. Работают же исключительно на голом энтузиазме, не хватает ни автомобилей, ни денег, ни пишущих машинок. И даже офис отряда по борьбе с наркотиками находится в хлипком фургончике – хорошо, во Франции тепло почти круглый год.

Лучше всего "Полицейский отряд L.627" характеризует сравнение с отечественными "Ментами". Это взгляд на полицию изнутри. Мы видим не залихватские перестрелки и головокружительные погони, а каждодневную изнурительную работу. Хотя различия все же есть. Режиссер фильма Бертран Тавернье смотрит на жизнь более пессимистично, чем, к примеру, Рогожкин или Кивинов. В его интерпретации в парижских комиссариатах царит такой бардак, что в сравнении с ним у нас – идеальный порядок. Вся страна буквально наводнена наркотиками, их поток все увеличивается, а никому, кроме нескольких копов, дела никакого нет.

L.627 – номер французского закона "О здоровье нации", по которому борются с наркоманией. Или должны бороться.

Кассеты для видеообзора предоставлены компанией "Премьер Мультимедиа".

Выбор читателей