Интернет-шопинг: не быстрее и не дешевле

Онлайновые продавцы гораздо сильнее продавцов обычных склонны завышать цены. Причем разброс последних зависит скорее от наглости торговца, чем от объективных причин

Уже давно хочется комфорта. Не того, о котором мечтали наши предки, – кресло, камин, стакан глинтвейна и все такое, – а нового, комфорта, так сказать, hi-tech. Чтоб, не вылезая из-за компьютера, получить все, необходимое для жизни. Ну, хотя бы самое необходимое к креслу, камину и глинтвейну – хорошую книгу. Откровенно говоря, до сих пор, в силу привычки, покупала книги в обычных магазинах или на книжных развалах. Но желание начать в новом году новую жизнь (повторяющееся каждый год) вылилось на этот раз в решимость перейти на более современный способ.

Начала я, как человек, склонный к научной организации труда (и отдыха), отнюдь не с "юзанья" по сайтам, а с исследований зарубежных и российских авторов этой самой электронной коммерции – книжной в том числе.

Мамочки мои! Если продраться через научные рассуждения об эластичности спроса и предельных издержках, можно сделать основной вывод: онлайновые продавцы гораздо сильнее продавцов обычных склонны завышать цены. Причем разброс последних зависит скорее от наглости, чем от объективных причин (хотя бы даже "раскрученности" магазина).

Тенденция, однако, характерна для Сети в целом. Вот, например, исследования Bailey (1998), Brynjolfssoj и Smith (2000): издержки меню (на содержание офиса, торговых залов, персонал и проч.) у онлайн-продавцов ниже, чем у обычных магазинов. По теории следует, что и цены должны быть несколько ниже, чем в оффлайн-торговле. Но Lee (1997), Bailey (1998) установили, что цены онлайн-продавцов выше!

Brynjolfssoj and Smith (2000) исследовали цены на книги и компакт-диски в электронных и обычных магазинах (по восемь магазинов в каждой группе) и пришли к выводу, что разница между минимальной и максимальной ценой онлайн для достаточно большой выборки книг составляет в среднем около 33%, а для CD – 25%. При этом максимальная разница составила 47%. Для 84% наименований книг стандартное отклонение цены в интернет-магазинах выше, чем в традиционных магазинах. Приблизительно такое же соотношение получено и для разницы между максимальной и минимальной ценой.

Аналогичные исследования провели российские экономисты. Правда, выборка их была менее репрезентативной (было выбрано пять наиболее популярных интернет-магазинов, торгующих книгами, взято около 20 наиболее популярных книг), к тому же данные о ценах в традиционных магазинах остались для авторов недоступны, но результаты исследования тенденцию таки подтверждают: среднее отклонение цен в интернет-магазинах составило 12,2%, максимальное – 23,6%, а максимальная разница между ценами на одну и ту же книгу составила аж 33,4%!

Прочитав о таком деле, я решила внять совету авторов исследования – прежде чем купить книгу, хорошенько поискать, где подешевле. Заодно, подумалось, проведу собственное исследование. Дополнительное сравнение с ценами на прилавках обычных магазинов отвергла сразу – в конце концов, заплачу чуть больше за комфорт. После знакомства с топ-листом наиболее популярных в Рунете книг, остановилась на двух хитах (1 и 2 место в рейтинге библиотеки Машкова): "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова и "Лабиринт отражений" Сергея Лукьяненко. Обе книжки имею, читала и перечитывала, но для подарка друзьям – самое оно.

Во-первых, выяснилось, что для жителей Москвы практически любой интернет-магазин предлагает доставку курьером с оплатой на месте. Как вариант, некоторые предлагают поход в офис магазина или почтовую пересылку, что меня не устроило совершенно. А вот скорость и стоимость доставки разнятся существенно. Самая дешевая доставка – у магазина "Книги почтой", который существовал еще во время оно, а сейчас просто добавил электронные технологии к своим методам работы – немногим больше 15 рублей, в зависимости от книги. Но время доставки составляет 7-10 дней. Зато "Русская книга" готова доставить покупку в течение дня, но за самую высокую из найденных цен – 90 рублей (это при весе до 1 кг, дальше придется доплачивать по 9 руб. за кг). То же, но в течение двух дней, обойдется вам в 75 руб. (и по 8 руб. за последующие кг). Правда, здесь есть определенная хитрость: одни интернет-магазины берут за доставку каждой книги (та же "Книга почтой"), другие – ставят стоимость доставки в зависимость от веса или цены покупки. Поэтому надо учитывать, собираетесь ли вы купить одну-единственную книжку или комплектуете домашнюю библиотеку.

Во-вторых, популярные книги выпускаются одновременно множеством издательств, и отследить соотношение цены и качества весьма трудно. Например, только за 2000-2001 гг. "Мастера и "Маргариту" выпустило более 7 издательств (это из найденных мной), причем некоторые – например, АСТ – сделали несколько различных выпусков. Естественно, надо выбрать, какое издание вас устроит больше. Если просто самое дешевое – проблем меньше, а когда хочется, чтобы книга не рассыпалась во время чтения, по приведенным в каталогах данным очень трудно определить качество без специального полиграфического образования.

В-третьих, сайты весьма и весьма отличаются навигацией. Где-то проблемы с поиском, где-то – долгая загрузка. Особенно меня "порадовал" магазин Books.ru – попытка узнать о времени и стоимости доставки (курьером по Москве) вылилась в долгое и нудное заполнение анкеты, где обязательными к заполнению были поля с информацией, явно требующейся не для доставки, а для последующей обработки меня рекламными сообщениями. Когда выяснилось, что даже поле "как вас позвать к телефону" обязательно к заполнению, я взвыла и впечатала в него нечто... ну не совсем по теме. Кстати, сроки доставки я так и не смогла узнать – мне сообщали лишь о возможности установить свой срок. В то, что этот срок может составлять несколько часов, мешает поверить маленькая приписка о том, что диспетчер свяжется со мной для... "уточнения срока доставки".

Теперь о главном – о ценах. Я выбрала "Мастера и Маргариту" издательства АСТ серии "Мастера. Классика" и "Лабиринт отражений" издательства "Вагриус". Поиск велся вначале по той же библиотеке Машкова (выдала только два магазина – "Книги почтой" и интернет-магазин "Библион"), а затем по топ-листу Рамблера (первые пять позиций в рейтинге книжных интернет-магазинов). Результаты – перед вами.



Самого дешевого Лукьяненко я нашла у Boomerang.ru: $1,39 с доставкой курьером по Москве в 2 дня за 20 руб. А самого дешевого "Мастера..." выпустила "Азбука-Классика" в мягком переплете: его цена в "Книги почтой" – $1,23, а в Bolero.ru – 33,81 руб.

Итоги моих изысканий таковы: стоимость Лукьяненко, купленного на лотке у метро по дороге домой, – 70 рублей. Учитывая стоимость доставки, интернетовская покупка обойдется мне, как минимум, не дешевле. Время поиска двух книжек составило около четырех часов (это при весьма быстром Интернете) – если платить провайдеру из своего кармана, не наищешься. Да и на работе начальство может неодобрительно отнестись к такому времяпрепровождению. А ведь это поиск только по пятерке магазинов – что же говорить о поиске по более расширенному списку? И еще – наличие книги в каталоге отнюдь не означает ее наличия в данном интернет-магазине. Некоторые об этом честно предупреждают, ставя под названием приписку "под заказ", другие умалчивают, но, в любом случае, гарантия доставки всего заказанного комплекта отсутствует. Да и скорость доставки в основном желает, как говорится, быть...

Вывод таков: пользоваться заказом через интернет-магазины лучше в двух случаях: если вы практически не отходите от монитора днем и ночью и если вы ищете книгу, достаточно редко встречающуюся на прилавках обычных магазинов. В этих случаях вы хоть знаете, на что потратили свое время и свои деньги – причем и того, и другого в достаточном количестве.

Легкого вам коннекта!

Выбор читателей