Частные лоцманы сели на рифы

Частные лоцманы учатся плавать в водах политики. За десять лет своего существования они и не подозревали о таящихся здесь подводных камнях и прочих опасностях

Порты, особенно морские, стали в последнее время лакомым кусочком. Недаром в прошедшем году крупные российские компании начали здесь масштабные скупки. "Северсталь" купила порты Восточный и Туапсе и заканчивает приобретение 1-го контейнерного терминала в порту Санкт-Петербург. Группа МДМ приросла портом Посьет. Находкинский морской торговый порт перешел в руки "Евразхолдинга", ведущего последнее время активную скупку перспективного бизнеса. Ведется борьба за покупку выставленных на аукцион госпакетов портов Мурманск и Таганрог. Есть интерес корпораций к портам Владивосток и Ванино.

Тенденция, однако. И вполне понятная: водные перевозки становятся выгодной альтернативой перевозок железнодорожных, особенно при экспорте. Порты почувствовали нарастание интереса и стремятся не упустить свой шанс. Почти повсеместно идет модернизация. В антимонопольные органы, утверждающие портовые тарифы, нередки обращения с просьбой снизить тарифы на погрузку-разгрузку отдельных товаров или на все товары на сезон: портовые администрации почувствовали необходимость ценовой конкуренции.

Насколько конъюнктурные интересы повлияли на отношение Минтранса к негосударственным лоцманским службам, неизвестно. Основной причиной называется отказ частных лоцманов отчислять часть своих доходов в резервный фонд Минтранса. Возможно, все остальное – действительно лишь совпадение по времени. Но то, что совпадение это обостряет борьбу и делает ее результаты значимыми для большого круга бизнеса, несомненно.

Негосударственные лоцманские организации появились в начале 90-х годов не от жиру, а в связи с повсеместной разрухой. Просто в условиях, когда перевозки падали, суда продавались за символические суммы, а государство не могло обеспечить даже выживания своих предприятий, кто-то все равно должен был обеспечить безопасную проводку судов. Сами лоцманы признаются, что "частные лавочки" возникали именно там, где государство совсем уж забросило свое портовое хозяйство. Три года назад лоцманы даже обратились с просьбой государственного установления тарифов на их услуги, мотивируя это необходимостью обеспечения безопасности.

Теперь все изменилось. Порты впервые вышли на прибыльность, объем перевозок растет, а следовательно, растут и доходы всех портовых служб. На негосударственные лоцманские службы обратил внимание Минтранс. И выяснил, что организации эти, по сути, ему не подотчетны. Лоцманы, в силу профессии, люди дисциплинированные, поэтому никаких нарушений законодательства и Кодекса торгового мореплавания не допускают, налоги платят полностью и в срок. Возможно, именно в силу профессиональной дисциплинированности лоцманы не уловили важности выполнить просьбу Минтранса о выплатах "десятины" в его резервный фонд. Возможно, просто переоценили верховенство закона. О том, как можно быстро и безболезненно уничтожить нелояльных, лоцманы узнали на своей шкуре.

Для начала Минтранс провел через Госдуму статьи 87 и 88 в Кодекс торгового мореплавания РФ, устанавливающих право Правительства РФ определять перечень портов, в которых не допускается деятельность негосударственных лоцманских организаций. То, что подобное право нарушает Конституцию (ст.8 и п.3 ст.55) и Гражданский кодекс (ч.2 п.2 ст.1 и п.2 ст.49), никого не смутило. Затем, несмотря на протесты лоцманов и категорическое несогласие антимонопольных органов, было выпущено Постановление Правительства №538 с перечнем морских портов, в которых запрещена работа негосударственных лоцманских организаций. Во исполнение постановления Минтранс выпустил свое распоряжение №ВР-87-р, которым обязал морские администрации портов, являющихся государственными структурами, создать государственные лоцманские службы, с поступлением доходов от оказываемых ими платных услуг на расчетные счета морских администраций. В результате морские администрации портов стали вытеснять негосударственных лоцманов даже из тех портов, в которых их деятельность разрешена. На все про все ушло менее двух лет. Самое смешное, что такой аргумент, как безопасность проводок, практически не приводился: упор делался на финансовую сторону.

Надо признать, что наступление на лоцманов Минтранс провел более чем грамотно. Отмена правительственного постановления – большая редкость. Даже в случаях очевидного ляпа его, как правило, не отменяют, а окружают частоколом нормативных актов, сводящим основную идею на нет. А уж отмена статей в законе, принятых Думой, и вовсе фантастика.

Единственной возможностью оказалась борьба с распоряжением Минтранса. Комиссия МАП Росси рассмотрела дело и, признав распоряжение нарушающим антимонопольное законодательство, предписало Минтрансу распоряжение №ВР-87-р отменить, лоцманские службы из структур морских администраций портов выделить в обособленные организации и обеспечить равные условия деятельности для негосударственных лоцманских организаций.

Однако отмена распоряжения Минтранса пока не меняет сути дела. Во-первых, "обеспечить равные условия" легко на бумаге – в реальности негосударственным лоцманам предстоит затяжная борьба за выживание с морскими администрациями портов. Во-вторых, остается в силе право правительства устанавливать перечень портов, где деятельность негосударственных лоцманов запрещена, – а таковыми, как показала практика, оказываются наиболее привлекательные порты. Более того: перечень может быть расширен, и в него попадут все порты, где имеются негосударственные лоцманы, и тогда вся борьба потеряет смысл.

Переход портов в руки корпораций может помочь негосударственным лоцманам бороться с Минтрансом. Правда, есть опасения, что корпоративные интересы могут пойти вразрез с интересами обеспечения безопасности. Сами лоцманы хотели бы остаться независимыми, поставив свою деятельность под контроль собственной независимой организации, следящей за соблюдением всех норм закона и обеспечением безопасности, как это сделано на рынке ценных бумаг, но в создавшемся положении это вряд ли возможно.

Однако лоцманы не теряют надежды и настроены решительно. "Правительственное постановление – это тоже палка о двух концах, – заявил "Yтру" один из представителей негосударственных лоцманских организаций, – перечень (портов, где запрещена деятельность негосударственных лоцманов – ред.) можно ведь не только расширить, но и сократить".

Смогут ли негосударственные лоцманы найти своего лоббиста в правительстве, покажет время. Пока они готовятся доказать на оставшемся плацдарме, что могут работать эффективнее государственных служб.

Выбор читателей