Спасти вас могут только бананы в ушах

Что бы ни побуждало некоторых издателей к выпуску заведомой халтуры – стремление донести до слушателя раритетные записи или банальное желание подзаработать даже на бутлеге – результат получается кошмарный

Dream Theater – "Skyway of Nightmares" (1993)

Чудес не бывает, мой друг. Если концертная запись восемь лет провалялась на полке – одно из двух: либо в ней не было нужды, либо качество отвратное. Что касаемо первого – радующим поклонников великолепными студийными работами приблизительно раз в два года "театралам" действительно нет особого повода нервничать по поводу продажи концертников... Но не так давно появившаяся на московских прилавках live-запись 1993 года просто недостойна издания в формате CD. "Skyway of Nightmares" представляет собой (добросовестно) воспроизведенный вживую материал второго альбома ("Images & Words"), к которому добавлена парочка ударных дебютных композиций ("Fortune in Lies", "Ytse Jam"). Высший пилотаж "пионеров прогрессива": "умная" игра, сложные и красивые композиции... но качество сводит удовольствие к нулю, если не хуже. Бутлег, записанный из зала, ряда эдак из двадцатого. Хорошо слышны реплики, которыми экзальтированные фанаты обмениваются в ходе концерта, рев и аплодисменты толпы, плюс (минус!) мерзкий зальный эффект "жестяной трубы" и периодические "завалы" всех частот (для примера начните с "Pull Me Under"). Почти на половине треков вой зала звучит едва ли не громче, чем где-то там далекое пение Джеймса ЛаБри.
Название диска оправданно: это натуральный кошмар для ценителей мелодий группы и особенно ее звука. Предназначен только для подлинных фанатов D.T., обычным любителям музыки рекомендую поберечь денежки для чего-нибудь более удобоваримого.
(*)


Camel – "Never Let Go" (1993)

Подобно предыдущему CD, альбом-бутлег, правда, практически сразу признанный официально и к изданию пересведенный самим Латимером. Одна из лучших групп второй половины ХХ века, Camel, радовавшая поклонников великолепными симфо-роковыми работами с 1973 по 1984 гг., внезапно прекратила работу на пике формы (вскорости после выпуска яркого альбома "Stationary traveler"), и в течение семи лет о ней практически ничего не было слышно. В 1991 году, так же "на ровном месте", Camel (к вящей радости поклонников) внезапно возрождаются и записывают пластинку "Dust and Dreams", столь же выразительную, как и подавляющее большинство работ "первой реинкарнации". Спустя два года выходит еще один диск (записанный на концерте в Голландии), первая половина которого вобрала лучшие вещи разных лет, вторая... составлена таким образом, что представляет собой полную концертную версию альбома 1991 года. Семь лет молчания никоим образом не отразились ни на стиле группы, ни на мастерстве ее участников. Особо хочется отметить качество "живой" записи: если бы не интеллигентные аплодисменты в зале время от времени, пластинку вполне можно было бы принять за чуть небрежно сведенную студийную работу. Посему диск очень хочется порекомендовать бутлегерам в качестве эталона партизанской записи, а всем любителям арт-рока а-ля Alan Parsons и Caravan – как вещь крайне полезную.
(****)


Forcefield III – "To Oz and Back" (1992)

Один из интересных хард-роковых суперпроектов конца 80-х (наряду с Phenomena и др.), в котором идейным вдохновителем выступал мультиинструменталист Ray Fenwick; еще одним неизменным участником всех пяти студийных сессий оставался барабанщик Cozy Powell. Собственно говоря, в рамках рубрики это не первое упоминание о Forcefield – все остальные пластинки группы у нас уже переизданы. В силу хронических смен состава альбомы несколько разнятся по музыке и звуку; третий знаменит тем, что гитарой здесь заведует Jan Akkerman, а основной вокал ведет Graham Bonnet (в этом основное отличие от Forcefield-II, на котором пел Tony Martin). Впрочем, уши Rainbow-79 явно торчат лишь из нескольких композиций ("Hit and Run", "Always", "Firepower"); мощным голосом Боннетта можно вдоволь насладиться и в балладе "Desire". "Тяжелые" номера сменяются мягким экскурсом в рэгги – "Stay Away" от Denny Lane; присутствует оригинальная версия еще одной его вещи "Wings On My Feet". Инструментальные треки впоследствии были повторены в пластинке "Instrumentals" (также издавалась в России). Остальные дорожки – стандартный помп-рок где-то посередине между сольниками Берни Марсдена или Боннетта и Foreigner. Тем не менее, диск придется купить – хотя бы для того, чтобы заткнуть зияющую прореху в коллекции и тем самым полностью добить тему.
(***)


Writing on a Wall – "The Power of the Picts" (1968)

Все-таки милое было время – конец 60-х! Рок-музыка тогда представляла уникальный сплав: с одной стороны, уже далеко ушла от примитивного бита; с другой, в ней еще не проступили четкие контуры арт- или хард-рока. Подобно "one-hit wonders" (героям единственного хита), в те годы возникало и распадалось огромное число групп, часто "выстреливших" одним-единственным альбомом, но впоследствии благополучно забытых. Впрочем, немало коллекционеров по-прежнему с большой теплотой относятся к музыке той поры – за ее особую светлую энергетику, за искренность и умение музыкантов без особых "примочек" и "наворотов" иногда сотворить "конфетку". К полузабытым героям тех лет относится и шотландская команда Writing on a Wall. Конечно, шедевров здесь нет – ну и что из того, что гитара в "Shadow of Man" звучит совершенно по-блэкморовски (секунд 40), а вторящий ей густой звук электрооргана заставляет вспомнить о Лорде? Сходные мысли возникают как минимум еще раз ("Hill of Dreams"), впрочем, вокалист в группе более чем средний, поэтому чуда уже не происходит. Как всегда – коктейль из харда, блюза и чуть приджазованной "психоделии 60-х". Изложение грубее, чем, к примеру, у Warhorse, Quatermass, ранних Mott The Hoople... Конечно, вкусы – разные, и перед приобретением диск требуется прослушать. Но все-таки – прослушать!
(***)

Выбор читателей