Кто ответит за рост цен

Прошлый год Россия закончила с ростом цен, превышающим все установленные пределы, а первые данные за январь говорят о том, что темпы роста не падают

Отсрочка перехода на 100%-ную оплату услуг ЖКХ, отказ от дальнейшего роста тарифов МПС: события последнего времени наводят на мысль, что правительство всерьез опасается раскручивания инфляции за счет роста тарифов естественных монополий.

В советское время бытовал такой анекдот. Как провести повышение цен и не вызвать недовольства? Очень просто: надо несколько раз запустить "утку" о подорожании товаров. Тогда народ, измученный ожиданием и беготней по магазинам, после реального введения новых цен вздохнет с облегчением: наконец-то! Нервотрепка была не бесплодной!

Нечто подобное произошло и сейчас. Новый год россияне встречали в тревожном ожидании повышения цен на железнодорожные билеты, телефон, электроэнергию, газ. Москвичи и жители еще нескольких регионов грустно подсчитывали, во что им обойдется переход на полную оплату "коммуналки". И вдруг, как по мановению волшебной палочки, посыпались отмены прежних решений. Вначале пала идея полной оплаты жилья. Затем новый министр путей сообщения Геннадий Фадеев заявил, что тарифы на пассажирские перевозки дальнего следования больше до конца года повышаться не будут. Чуть ранее Касьянов распорядился отменить решение ФЭК, выполняющей функции единого тарифного органа, о повышении тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на 14% с 20 января.

Народную радость не омрачило даже 30%-ное повышение цен на железнодорожные пассажирские перевозки с 15 января. Наблюдателей, отслеживающих естественно-монопольную сферу, столь крутой галс правительства несколько смутил: совсем недавно нам убедительно доказывали, что пределы роста тарифов естественных монополий, установленные правительством на этот год, являются минимально необходимыми. Сами монополии божились, что без гораздо большего повышения тарифов им никак. Денег хватит разве только на три корочки хлеба, а об инвестиционных программах (которые, кстати, правительство тоже "почикало") придется забыть. И вот теперь Геннадий Фадеев заявляет, что реальный рост тарифов на продукцию и услуги естественных монополий в этом году будут ниже 35%-ной границы.

Наивно думать, что монополисты сами урезали свои аппетиты – на унтер-офицерскую вдову никто из их руководителей не похож. Гораздо более вероятны два варианта: либо правительство всерьез взялось считать расходы монополий, либо цифры вероятной инфляции на 2002 год, при включении в расчеты 35%-ного повышения тарифов, оказались столь велики, что правительству, не могущему изменить собственное решение, пришлось давить на монополистов, дабы те остановились "по собственному желанию".

Впрочем, нельзя исключить одновременного действия обоих факторов. Вспомним, что осенью МПС заявляло о необходимости повышения своих тарифов на 66%. Между тем в упомянутом заявлении министра Фадеева проскользнуло сообщение о том, что пассажирские перевозки окупаются на 80%. Даже если считать, что такая окупаемость достигнута после 30%-ного повышения, запрашиваемые ранее 66% кажутся несколько преувеличенными. Тем более что грузовые перевозки и сейчас не являются убыточными, а повышение тарифов на них всегда проводилось в целях субсидирования пассажирских перевозок. Кстати, 14%-ное увеличение тарифов на грузовые перевозки с 20 января планировалось для компенсации выпадающей прибыли в связи с унификацией внутренних и экспортных перевозок: по-видимому, Кудрину забота о сохранении высоких прибылей МПС (а экспортные тарифы приносили суперприбыль) не показалась слишком насущной.

Обеспокоенность инфляцией также имеет место. Прошлый год Россия закончила с ростом цен, превышающим все установленные пределы, а первые данные за январь говорят о том, что темпы роста не падают. Старт инфляционным процессам дали прошлогодние повышения тарифов: российская экономика, отягощенная высокой энергоемкостью и дальностью расстояний, не нашла ресурсов, могущих нивелировать негативное влияние подорожания электроэнергии и перевозок. Возможно, теоретики-пропагандисты ускорения реструктуризации не учли, что отечественный рынок будет столь слабо сопротивляться повышающим тенденциям.

"Иммунодефицит" рынка в отношении негативных внешних факторов дополняется еще большей уязвимостью основной доли населения. Рост покупательской способности и рост сбережений пока идет за счет реализации отложенного в 1998-1999 годах спроса: достаточно серьезных резервов у населения нет. Между тем начинающиеся преобразования в социальной сфере затронут не только богатых, как нас пытаются уверить, но и тех, кто едва-едва перевалил за порог бедности – то есть тех, кто в последние годы и являлся основным потребителем отечественной продукции. Резкое удорожание основных услуг и продуктов может привести здесь к непрогнозируемым последствиям.

Теперь заметно возрастание влияния новой тенденции: монополии начинают экономить. "Первой ласточкой" и здесь стало МПС: его инвестиционная программа на 2002 год была существенно урезана правительством. РАО "ЕЭС России", насколько известно, предпочло провести подобный секвестр самостоятельно, не гнушаясь советоваться по ходу разработки программы с кабинетом министров.

Теперь глава МПС Фадеев планирует заморозить некоторые ведущиеся стройки, а на остальных продолжить финансирование только после предоставления технико-экономического обоснования. В скобках можно заметить, что реализация проектов без нормального ТЭО вообще нонсенс и достаточно ярко характеризует деятельность железнодорожного ведомства в предыдущий период. Правительство, в свою очередь, пошло навстречу МПС, реструктуризовав его задолженность перед бюджетом в сумме 30 млрд. рублей. Выплату долгов "размазали" на десять лет, а 8 млрд. рублей пени и штрафов будут вообще списаны, если основная часть долга будет погашена до 2006 года.

Считать деньги стал и "Газпром": во всяком случае, попытка обанкротить недавно приобретенный "СИБУР" и оживление переговоров о судьбе украинского долга за газ говорит о намерении упорядочить отношения с должниками любого уровня.

Можно ожидать, что и РАО ЕЭС станет тщательнее подходить к вопросу увеличения своих мощностей за счет роста тарифов. Так, недавно в российской атомной энергетике произошло знаковое событие: Госатомнадзор выдал лицензию на эксплуатацию 3-го энергоблока Нововоронежской АЭС сроком на 5 лет. Энергоблок, запущенный в эксплуатацию в 1971-м, в прошлом году должен был быть остановлен. Но работы по модернизации стоимостью 1 млрд. руб. позволили продлить срок эксплуатации энергоблока на 15 лет – до 2017 года (Госатомнадзор не имеет права выдавать лицензии сроком более чем на 5 лет). До сих пор возможность продления эксплуатации атомных энергоблоков рассматривалась только теоретически. Между тем их реконструкция в несколько раз дешевле строительства новых. А всего сегодня в России эксплуатируется 30 реакторов на 10-ти станциях; из них к критическому 30-летнему рубежу в ближайшие три года подойдут 6 энергоблоков на 4-х российских АЭС. Реализация программы реконструкции существенно повысит эффективность и конкурентоспособность атомной электроэнергетики. А учитывая напряженные отношения между Росэнергоатомом и РАО ЕЭС (последнее противится самостоятельному экспорту атомщиками своей энергии, так как электроэнергия АЭС значительно дешевле, чем у других станций) и начавшуюся в ходе реструктуризации отрасли либерализацию торговли электроэнергией, вряд ли головной холдинг станет настаивать на превышении 35%-ного тарифного барьера.

Подобный поворот событий не может не радовать: в сущности, потребители, как промышленные, так и население, сопротивляются не столько самому росту тарифов, сколько неясности в вопросе о том, насколько это надо и куда пойдут дополнительные доходы. Возможно, мода на экономию окажется скоротечной. Но даже в этом случае она принесет определенную пользу: сегодня радость от отмены прежних обещаний мешает благодарному народу слишком громко возмущаться уже произошедшими изменениями цен. Может, для того они и давались?

Выбор читателей