Греф не умеет заклинать цены

Потребительские цены в РФ в январе выросли на 3,1% при ожидаемых 2,5%. Это максимальный январский прирост за последние три года...

Обнародованные сегодня Госкомстатом январские значения некоторых макроэкономических показателей оказались далеко не столь обнадеживающими, как можно было бы предположить.

По данным Госкомстата, потребительские цены в январе выросли на 3,1%, при ожидаемых 2,5%. Это максимальный январский прирост за последние три года. Нынешнее значение выше аналогичных прошлогодних показателей инфляции на 0,3%. Среднесуточный прирост потребительских цен достиг 0,098% против 0,088% в январе и 0,051% в декабре 2001 года. Более всего подорожали услуги населению – 7,5%. Цены на продовольственные товары выросли на 2,8%, непродовольственные товары подорожали на 1,2%.

В 10 субъектах федерации цены на потребительские товары и услуги в январе выросли более чем на 5%. Лидером стал Чукотский АО - 10,9%. В Москве цены повысились на 5,8%. Несмотря на тревожные сигналы, экономический блок правительства не скрывает оптимизма относительно перспектив экономики. Ожидается продолжение роста экономики в 2002 г., заявил вчера министр экономического развития и торговли Герман Греф на встрече с представителями Европейского делового клуба. По словам министра, в 2001 г. "произошел перелом в факторах, за счет которых и достигается экономический рост".

Согласиться со столь оптимистическими оценками в настоящее время сложно. Уже сейчас на основании предварительных данных можно сделать вывод, что промышленное производство в январе продолжало сокращаться. Согласно конъюнктурному опросу Института экономики переходного периода (ИЭПП), который проводится с 1993 г. среди российских предприятий, за месяц объем производства серьезно упал. Интенсивность спада превысила аналогичный показатель прошлого года. Это означает, что имеет место не простое сезонное сокращение, а реальное ухудшение ситуации в промышленности. В то же время в обзоре ИЭПП сохраняются позитивные прогнозы относительно намерений предприятий восстановить весной объем производства.

Однако весь позитив имеет в своем основании ожидание расширения конечного спроса, а источником такого расширения может являться только сырьевой экспортный сектор. В свою очередь, ситуация в нем напрямую завязана на мировую конъюнктуру и продолжает ухудшаться. Вероятность изменения ситуации к весне не столь велика. Все это говорит о том, что на данный момент благостные увещевания правительственных экономистов носят исключительно характер заклинаний и пока не соотносятся с реальным положением дел.

Выбор читателей