В Италии восстанавливают монархию

Итальянский парламент большинством голосов проголосовал за то, чтобы живущие ныне в разных странах принцы свергнутой в 40-е годы прошлого века Савойской династии обрели местную прописку

Савойский дом, старейшая монаршая семья Европы, сделал первый шаг на пути восстановления своих прав на исторической родине, в Италии. Итальянский парламент проголосовал большинством голосов за то, чтобы живущие ныне в разных странах принцы свергнутой в 40-е годы прошлого века династии обрели местную прописку. До сего времени Савойская династия, под началом которой в 60-70-е годы XIX столетия знаменитый Гарибальди объединял Италию, считалась пребывающей в изгнании. Это наказание стало следствием сотрудничества в годы Второй мировой войны короля Виктора-Эмануэля II с Бенито Муссолини. Следуя неожиданному для особ королевской крови поветрию оспаривать свои монаршие права в европейских судебных инстанциях вплоть до Европарламента и комиссии Евросоюза по правам человека, члены свергнутой династии требовали отмены конституционного запрета на право проживать в стране и принимать ее гражданство.

Процедуру "прощения" инициировали "левые центристы", потребовавшие "перевернуть страницу истории". "Левые центристы", как известно, входят в правящую коалицию, возглавляемую премьер-министром страны Сильвио Берлускони, который также заявил о "слишком длительной ссылке Савойского дома", а его возможное возвращение назвал "абсолютно правильным". В итоге 235 депутатов парламента проголосовали "за"; были "против" и воздержались соответственно 19 и 15 депутатов, по большей части коммунистов и "зеленых". Но этим процедура возвращения представителям Савойской династии итальянского гражданства не ограничивается: предстоят еще два тура голосования и, главное, процедура внесения поправок в конституцию страны, прямо запрещающую бывшим монархам и членам их семей проживать на территории республики. Как полагают многие аналитики, для изменения основного закона может потребоваться всенародный референдум. Опросы общественного мнения показывают, что 80% итальянцев проголосуют за предоставление права 64-летнему Витторио-Эмануэлю и его 29-летнему сыну Эмануэле-Филиберто вернуться в страну.

Глава дома, принц Витторио-Эмануэль – сын короля Умберто II, отрекшегося от престола в мае 1946 года, всего через месяц после воцарения. В свою очередь Умберто был сыном короля Виктора-Эмануэля II, запятнавшего себя сотрудничеством с фашистским режимом Муссолини. Историки до сих пор спорят о степени вины итальянской монархии перед евреями и другими гражданами страны, подвергшимися репрессиям в годы правления "дуче".

Что касается нынешнего Витторио-Эмануэля, то в последний раз он попирал родную землю в 1946 году, когда вместе с семьей был вынужден покинуть солнечный Неаполь. Тогда итальянцы на всенародном референдуме высказали мнение об упразднении монархии как института власти, а через два года представителям Савойской династии было запрещено пребывать в стране или принимать ее гражданство. С тех пор принцы и принцессы проживали в основном в Португалии и Швейцарии, где заблаговременно обзавелись недвижимостью в виде вилл, поместий и яхт. Следует отметить, что все эти годы запрет на пребывание в границах Итальянской Республики касался исключительно особ мужского пола. Принцессы крови могли беспрепятственно бывать на родине хотя бы потому, что не имели прав, в силу династического закона, претендовать на "вакантный" престол. Возможно, закон о легализации членов династии был бы принят и раньше, в 1997 году, при правительстве Романо Проди, если бы не неловкие высказывания самого Витторио-Эмануэля, заявившего, что не все расистские законы, подписанные его дедом и Муссолини, "были плохими".

Любопытно, что формальным предлогом для инициирования процедуры реабилитации послужили признания со стороны Витторио-Эмануэля и его сына ныне действующих республиканских институтов. Слова "Я верен нашей Конституции и нашему президенту" были с восторгом встречены в парламенте страны, но вызвали негодование в среде немногочисленных монархических групп. Впрочем, заявляют опытные знатоки монархического ритуала, сказанное человеком, называющим себя "Виктором-Эмануэлем IV", нельзя принимать как акт отречения от своих прав. Свое отношение к республиканским институтам (а не к самой Республике) он продекларировал, но не поклялся в нем, изъявил лояльность, но не "верность".

Ожидается, что все формальные процедуры будут завершены к лету этого года. Однако королевская семья вряд ли сразу же переедет в Италию. Во всяком случае наследник престола, принц Эмануэль-Филиберто, известный как первый европейский плейбой и страстный футбольный болельщик, намерен ограничиться покупкой в Риме квартиры, по-прежнему проживая на своей вилле в Швейцарии и работая в одном из женевских банков.


Фото AP © 2002 Associated Press

Выбор читателей