Олимпийский хоккей: пусть нас боятся

15 февраля на катках Солт-Лейк-Сити вступила в бой тяжелая артиллерия – в олимпийском хоккейном турнире дебютировали команды Большой Шестерки. Сборная России провела две ответственные встречи: против Беларуси и США

15 февраля на катках Солт-Лейк-Сити вступила в бой тяжелая артиллерия. Иначе говоря, в олимпийском хоккейном турнире дебютировали команды Большой Шестерки. В этот уик-энд сборная России провела две важные и ответственные встречи: против Беларуси, пробившейся в когорту сильнейших из отборочной группы, и против хозяев соревнований – американцев. Предлагаем вашему вниманию отчеты об этих матчах.

Россия – Беларусь – 6:4

Первый сюрприз: в стартовом протоколе главным тренером россиян был записан... Владимир Юрзинов, которого все до недавнего времени считали лишь помощником-консультантом Вячеслава Фетисова. Недоразумение разрешилось ко второму матчу, когда Фетисову была "возвращена" его законная должность, однако слухов и пересудов эта ошибка (или тактический ход?) породила великое множество.

Первую тройку нападения составили братья Буре и Алексей Жамнов. Секретом, однако, это ни для кого не стало: звено "рассекретил" сам Фетисов еще за сутки до дебютного матча. То, что в одной тройке объединятся бывшие динамовцы Алексей Яшин, Алексей Ковалев и Андрей Николишин, тоже сюрпризом не явилось. Ребята каждое лето готовятся к сезону под руководством Владимира Юрзинова, а значит, сыгрываться им лишний раз вряд ли будет нужно. Так оно и вышло: Андрей и два Алексея теперь сотрудничают в третьем звене.

В четвертой тройке играют многоопытный Игорь Ларионов, его партнер по "Детройту" Павел Дацюк и Максим Афиногенов. Время от времени к этому звену подключается, давая партнерам возможность отдохнуть, габаритный форвард Олег Кваша. А вот того, что в тройке с Сергеем Федоровым и Сергеем Самсоновым будет работать 18-летний Илья Ковальчук, вряд ли ожидали. Тем не менее данный тренерский эксперимент можно считать удавшимся: звено Федорова в первых двух матчах было лучшим в нашей сборной.

Защитные бригады, как и предполагалось, были сформированы по принципу "атака–оборона", т.е. защитник оборонительного плана играл в паре с защитником, умеющим эффективно и полезно подключаться к атаке. Так, в одной связке работали Дарюс Каспарайтис – Сергей Гончар и Борис Миронов – Олег Твердовский.

В матче против братьев-славян россияне быстро повели в счете: гол уже на третьей минуте забил Сергей Самсонов. Однако в середине периода Олег Антоненко восстанавливает статус-кво: белорусский форвард поймал на ошибке Николая Хабибулина. Так наш голкипер пропустил первую "бабочку". К сожалению, последней она не стала. Постоянно складывалось такое впечатление, что Хабибулин запаздывал сдвигать щитки, чем соперник каждый раз и пользовался. Забегая вперед, скажем, что эти ошибки повлияют и на турнирную ситуацию. После ничьей с американцами стало ясно, что для выявления победителя в группе придется считать разницу между забитыми и пропущенными шайбами. После разгрома "звездно-полосатыми" финнов (6:0) и важной, но не очень выразительной победы россиян над белорусами (6:4) выяснилось, что занять первое место в группе и выйти на "удобных" немцев нам поможет только чудо.

В концовке первого периода россияне взвинтили темп и забили два так нужных нам гола. Сначала Павел Буре от души приложился к шайбе, а отрикошетивший от плеча вратаря снаряд на дальней штанге хладнокровно положил в сетку Алексей Жамнов. Чуть позже самый активный игрок встречи Илья Ковальчук как заправский спринтер пробежал вдоль правого бортика и сделал бросок с очень острого угла, что для Сергея Шабанова явилось полной неожиданностью. Вратарь растерялся, сделал неловкое движение и пропустил нелепую "бабочку", за что в перерыве и был заменен на Андрея Мезина.

Вторую двадцатиминутку россияне начали с атак. Эффектный проход совершил Ковальчук, но в выгодной ситуации шайба свалилась с крюка его клюшки. А потом Алексей Яшин забивает гол-красавец. Откатываясь от ворот, он с разворота хлестко бросает низом в ближний угол: вратарь даже не успел шелохнуться. Через полторы минуты Олег Хмыль сокращает разрыв в счете: пользуясь тем, что Ковальчук отбывает штраф в "боксе", белорусы реализовывают численное преимущество.

После гола Алексея Калюжного и очередной ошибки Хабибулина ситуация для россиян несколько осложнилась: белорусы поймали кураж. Соперник до конца двадцатиминутки полностью хозяйничал в нашей зоне, что в итоге и отразилось на статистике: 18-8 по броскам в пользу Беларуси.

Но третий период все расставил по своим местам. Сначала Борис Миронов так основательно приложился к шайбе, что Андрей Мезин даже не успел вздрогнуть. А через две минуты Сергей Федоров делом доказал, что его кистевой бросок – один из лучших в НХЛ. Этот гол чем-то напомнил шайбу, заброшенную Яшиным: такой же хлесткий "выстрел" в угол от вратаря. Финальную точку в матче ставит Руслан Салей: защитник несильным броском от синей линии в очередной раз доказывает, что Николай Хабибулин в этот день явно встал не с той ноги.

Но победа – это победа. Наши ребята, сами создав себе проблемы, сумели с видимой легкостью их преодолеть.

Россия – США – 2:2

Игра против хозяев турнира стала первой по-настоящему серьезной проверкой нашей сборной на прочность. Как лакмусовая бумажка, этот матч должен был показать, на что способна сборная России и какие турнирные задачи она может решать. И ответ был получен: сейчас со всей уверенностью можно говорить о том, что команда у нас есть. Дружный боеспособный коллектив с характером, которому по плечу решать любые турнирные задачи. Не будем хвалить наших хоккеистов раньше времени, но признаемся хотя бы сами себе: Вячеслав Фетисов и его помощники привезли на Олимпиаду очень симпатичную и, что самое главное, конкурентоспособную команду.

Первый период прошел в равной борьбе. Цифры статистики – 6-6 по броскам и 0:0 по заброшенным шайбам – полностью отражают происходящее на льду. Команды действовали осторожно, с оглядкой на свои ворота, уделяя атаке лишь второстепенное внимание. Было видно, что американцы опасались разящих контрвыпадов нашей сборной, да и сами россияне наверняка держали в уме возможности "звездно-полосатых" – когда те, поймав кураж и воспользовавшись зияющими дырами в обороне соперника, мощно и решительно, как школьник промокашку, смяли финнов. В первой двадцатиминутке россияне дважды играли в большинстве, однако обе эти попытки так ни к чему и не привели. Было видно, что идеальное взаимодействие в атаке у наших ребят пока не налажено: россияне старались играть в пас, но порой действовали не слишком активно. Статично перепасовывали шайбу от партнера к партнеру, не предпринимая попыток пробиться к воротам и бросить по ним уже наверняка. Поэтому не удивительно, что в первом периоде Майк Рихтер отыграл практически безукоризненно.

Зато в защите наша команда действовала безошибочно, можно даже сказать, идеально: российские оборонцы так задавили соперника, что грозным нападающим сборной США просто не где было разгуляться. Давненько мы не видели того, как россияне не то что не уступают, а превосходят североамериканцев в силовой борьбе. Хозяева льда отскакивали от могучих торсов Малахова, Миронова, Маркова и Каспарайтиса, как теннисные мячики от бетонной стенки. Показательным был чистый силовой прием, который Владимир Малахов в концовке матча провел против Кейта Ткачака. Наш гигант принял далеко не маленького форварда на корпус, и автор первой шайбы в российские ворота буквально сполз на лед, а потом, еле поднявшись, поковылял в раздевалку.

Во втором периоде американцы мало-помалу стали прибирать инициативу к рукам. Опасно бросает с разворота Джон Леклер – шайба проходит в считанных сантиметрах от правой стойки. Через несколько минут нам вновь везет: соперник с нескольких метров не попадает по пустым воротам. Но ситуация становится критической, когда россияне остаются втроем против пятерых. Сначала Илья Ковальчук получает совершенно глупое удаление, когда в чужой зоне руками останавливает защитника Криса Челиоса. А чуть позже Владимир Малахов не корпусом, а локтями впечатывает соперника в борт. Конечно, американцы такой прекрасной возможностью не воспользоваться не могли: после перепасовки двух Брайанов, Рафальски и Лича, шайба, рикошетя и меняя направление, суматошно подлетела к нашим воротам. Николай Хабибулин успел переложиться, но каучуковый диск ловушкой не накрыл, и Кейт Ткачак неуловимым тычком клюшки все-таки пропихнул шайбу в ворота.

Но пропущенная шайба наших ребят не обескуражила: россияне продолжали искать свой шанс в атаке. Слаломный проход Максима Афиногенова – Майк Рихтер на месте. Сергей Гончар бросает с пятачка – мимо. Сергей Федоров великолепным пасом от синей линии разрезает всю оборону соперника и выводит Илью Ковальчука один на один с голкипером. Однако чудо-юниор переиграть опытного Рихтера был не в силах.

В конце концов тотальное преимущество россиян (второй период – 17-4 по броскам!) все-таки воплощается в результат. Когда у американцев был удален Джон Леклер, наша команда забила в большинстве. Отличился Валерий Буре, который после продольного паса Владимира Малахова хлестко бросил с кистей: падавший Майк Рихтер сложить щитки просто не успел.

Эта шайба так окрылила наших ребят, что они... несколько расслабились. Соперник провел две опасных контратаки и опять чуть не вышел вперед. А потом Борис Миронов в совершенно заурядной ситуации рубанул соперника клюшкой по ноге и отправился на скамейку для штрафников. Можно только предполагать, каким бы был счет, если бы наша команда не получала совершенно ненужные удаления. Ведь при игре "5 на 5" россияне в скорости, изобретательности и быстроте мышления заметно превосходили американцев.

Выстояв в меньшинстве, наша команда на второй минуте третьего периода получила очередную возможность реализовать численное преимущество: за задержку клюшки у американцев был удален Скотт Янг. И вновь нам улыбается удача! Самсонов и Ковальчук доставляют шайбу на пятачок, откуда ее несильным, но зрячим броском отправляет в ворота Федоров – 2:1!

В последние 10 минут матча американцы переходят на откровенный навал. Впрочем, и о своих воротах не забывают: стараются "крыть" наших нападающих, да и Майк Рихтер в рамке ворот просто чудеса творит. К сожалению, поймать соперника на решающей контратаке россиянам так и не удалось. Наоборот, наши хоккеисты, как могло показаться со стороны, стали играть на удержание счета. Большая ошибка! Против сборной США, в составе которой первоклассных мастеров – как звезд на небе, так делать ни в коем случае нельзя.

Последние пять минут. Под несмолкаемый рев трибун американцы идут вперед и давят наши оборонительные порядки своей силовой мощью. Майк Модано, Фил Хаусли... Шайба отлетает на левый край к Брэтту Халлу. Снайпер, за карьеру в НХЛ забивший более 600 голов, бросает, стоя на одном колене, но шайба сваливается у него с крюка. Однако противодействие Сергея Гончара слишком слабо: Халл все-таки вскакивает на ноги и повторным броском без замаха находит щелку между штангой ворот и щитком Николая Хабибулина – 2:2. Олимпийский стадион в Солт-Лейк-Сити взорвался от восторга.

Но россияне не сдаются: последние минуты мы явно можем занести себе в актив. Опасно бросает с разворота Сергей Самсонов – мимо. Вбрасывание в чужой зоне: шайбу выигрывает Андрей Николишин, но опасный бросок Алексея Яшина хоть с трудом, но все же парирует Майк Рихтер. За три секунды до финальной сирены россияне меняют Николая Хабибулина на шестого полевого игрока, однако и этот отчаянный шаг успеха нам не приносит... Боевая ничья, которая оказалась на руку американцам.

Если небо не обрушится на землю, а река Волга не потечет вспять, если Германия проиграет Канаде, а белорусы – американцам, то в четвертьфинале наша команда попадет на кого-то из великолепной тройки – Канада, Чехия или Швеция. Тот самый случай, когда из трех зол выбрать меньшее – занятие бесперспективное. Но если наши ребята и дальше будут играть так, как против американцев, то бояться нам совершенно нечего. Пусть нас боятся.

Читайте также

Выбор читателей