Финнов склоняют и соблазняют

Премьер-министр Финляндии Пааво Липпонен (Paavo Lipponen), недавно побывавший с рабочим визитом в Лондоне, в очередной раз подвергся там давлению своих западных коллег по вопросу о вступлении его страны в НАТО

Премьер-министр Финляндии Пааво Липпонен (Paavo Lipponen), недавно побывавший с рабочим визитом в Лондоне, в очередной раз подвергся там давлению своих западных коллег по вопросу о вступлении его страны в НАТО альянс. В интервью газете Helsingin Sanomat Липпонен заявил, что его британские партнеры в рамках проводившейся дискуссии "Новые вызовы политике безопасности" не переставали удивляться, почему Финляндия не изъявляет желания присоединиться к Альянсу.

Липпонен всякий раз терпеливо ответствовал, что Финляндия не испытывает "прессинг внутренних или внешних факторов", способных изменить status quo. Лондонские собеседники, "ведущие эксперты в области политической безопасности", пытались просветить Липпонена насчет Балтийских стран и России, соседей и партнеров Финляндии по региону, которые якобы полны решимости войти в НАТО, что, по мнению этих экспертов, и есть "вызовы безопасности" (впрочем, понять точно, в каком контексте демонстрировали Россию и страны Балтии, нельзя: то ли в назидательном, то ли в порядке угрозы).

Липпонен все же пояснил, что еще не вечер, а точнее не 2004 год, когда, по его словам, Хельсинки готовы вернуться к обсуждению вопроса. Упоминание а контексте "присоединения к НАТО" России выглядело как аргумент довольно беспомощно, учитывая все же прохладное отношение к Москвы к Альянсу, о чем финский премьер знает не понаслышке: во время прошлогоднего визита в Хельсинки президент Путин заявлял свою позицию вполне ясно.

Что касается стран Балтии, на всех парах стремящихся в НАТО, то Финляндия уже не раз заявляла о "готовности к подобному ходу событий". По-настоящему стратегическим союзником в Европе Хельсинки считает Швецию. Совместно с ней финский кабинет планирует политическую и военную интеграцию в Европу или даже большую степень сотрудничества с НАТО, однако на условиях принципов неприсоединения и в рамках программы "Партнерства ради мира".

Что касается "внутренних факторов", то с ними у финского государства еще меньше хлопот, чем с "внешними". Население традиционно выступает против присоединения к каким-либо блокам, а число противников НАТО, как показывают опросы, резко возросло после начала антитеррористической операции в Афганистане. Другое дело военные: неофициально именно они выступают горячими поклонниками идеи покончить с политикой "неприсоединения". Периодом всплеска сотрудничества с Альянсом можно счесть середину 90-х гг., когда Хельсинки присоединился к программе политического и военного сотрудничества с НАТО "PARP" (Planning and Review Process). Впрочем, от стандартизации вооружений под натовский "ГОСТ" до реального участия в Альянсе - пропасть. Ведь и в России уже сконструировали "Калашникова" под натовский патрон…


Выбор читателей