Касьянов снова хочет сыграть в ГКО

Правительство, похоже, готово придать рынку внутренних заимствований новый смысл. Речь идет о возможности возрождения рынка ГКО в значительно больших масштабах, чем сейчас

Мы уже не раз отмечали интересную особенность, наблюдаемую в последнее время в российской экономике: чем больше возникает серьезных вопросов, тем оптимистичней звучат заявления правительственных чиновников.

Очередным подтверждением этому стало заявление, сделанное на прошедшей неделе Михаилом Касьяновым на коллегии Минфина. "Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что пресловутой проблемы 2003 года больше не существует, страна может полностью оплачивать тот объем долгов, который у нее есть", – с удовлетворением отметил российский премьер.

Напомним, что термин "проблема 2003" включает три основных составляющих, могущих, по мнению некоторых исследователей, в 2003 году оказать решающее негативное воздействие на социально-экономическую ситуацию в стране. Во-первых, пик платежей по внешним долгам (России предстоит выплатить порядка $19,5 млрд.); во-вторых, начало массового выбытия из строя основных производственных фондов по сроку давности эксплуатации; и в-третьих – резкое ухудшение демографической ситуации.

Вряд ли правительство может сделать нечто такое, что в 2003-м обернется всплеском рождаемости; это же относится и к основным фондам предприятий. Ввод новых производственных мощностей не сравним с ожидающимся выводом старых. Так что заявление премьера о решении "проблемы 2003" относится лишь к внешнедолговым аспектам. По словам Касьянова, государственная задолженность снизилась со 130% до 52% от ВВП. Причем Минфин планирует и дальше придерживаться стратегического курса на сокращение госдолга. По мнению замминистра финансов Алексея Улюкаева, России предстоит выплатить по внешним долгам уже $17 млрд., вместо $19,5 млрд. согласно оригинальному графику платежей.

Причины такого сокращения обязательных выплат, скорей всего, связаны с широко не афишируемым выкупом российской стороной своих долговых обязательств. В практике мировых финансовых отношений скупка государством своих внешних обязательств не особо приветствуется. Поэтому зачастую она производится от имени третьих лиц, внешне не показывающих своей аффилированности с государственными структурами. Несколько месяцев назад звучали высказывания правительственных чиновников о необходимости выкупать долги, пользуясь благоприятной внешней конъюнктурой. Весьма вероятно, что дело не ограничилось одними высказываниями.

Помимо этого, не стоит забывать и об операциях с долгами российского Центробанка. В прошлом году ЦБ досрочно погасил часть кредита МВФ, взятого в 1998 году. Объем выплат в ходе этого погашения составил порядка $1,0 млрд.

Главной причиной, позволившей российским финансовым структурам сократить объем внешних выплат в следующем году, оставалась благоприятная конъюнктура мировых сырьевых рынков. Ощутимый рост российского ВВП и фактическое отсутствие новых заимствований также повлияли на относительную оценку внешнего долга страны.

Несомненно, сокращение обязательных выплат, приходящихся на следующий год, – явление крайне благоприятное. И все же оптимизм Михаила Касьянова по данному поводу кажется несколько преждевременным. $2,5 млрд. – не очень большая сумма по сравнению с общим объемом обязательных выплат в 2003 году. Однако прогнозы на следующий год по мировой сырьевой конъюнктуре (главному источнику "разруливания" долгового вопроса) весьма туманны. "Нефтяного рая" в ближайшие пару лет уж точно не предвидится. Это означает, что обслуживание долга в дальнейшем будет даваться правительству отнюдь не так просто, как это было в прошлом году.

Вместе с тем, правительство дает понять, что не собирается опускать рук перед долговой проблемой. Более того, оно намерено изменить стратегию поведения в данном вопросе, ставя перед собой достаточно серьезные цели. "Разработана долговая стратегия развития России на среднесрочную перспективу, основной целью которой является сокращение до 2005 года расходов по погашению и обслуживанию госдолга, а также по сокращению величины долга до 40% ВВП к 2005 году", – сформулировал задачу глава Минфина Алексей Кудрин.

Характерной особенностью новой долговой стратегии должно стать смещение приоритетов от внешних заимствований к внутренним. "По мере сокращения внешнего долга внутренний долг необходимо наращивать", – заявил Михаил Касьянов. Это говорит о том, что Россия готова сменить курс на предпочтение внешних заимствований перед внутренними, взятый еще в 1996-97 годах. В то время занимать на мировом рынке было гораздо дешевле, нежели внутри страны, учитывая высокие ставки по ГКО-ОФЗ. Правда, это не спасло ситуации. В условиях бюджетного дефицита рынок ГКО начал принимать характер финансовой пирамиды, и финалом всему стал кризис 1998 года и фактический упадок рынка внутренних заимствований (равно как и внешних).

Когда улеглась пыль, поднятая августовским кризисом, Минфин попытался возродить рынок ГКО. Правда, государственные займы осуществлялись с оглядкой на бюджет, что не давало возможности обеспечить им тот уровень доходности, который мог бы вызвать необходимый интерес у инвесторов. Следствием тому стала низкая ликвидность этого сектора финансового рынка и практическая его бесполезность как для инвесторов, так и для самого государства.

Сейчас же правительство, похоже, готово положить конец данной практике, придав рынку внутренних заимствований новый смысл. Речь идет о возможности возрождения рынка ГКО в значительно больших масштабах, чем сейчас.

Данное решение моментально вызвало сильный общественный резонанс. Зачастую комментарии некоторых СМИ сводились к простому посылу: Касьянов собрался строить новую пирамиду ГКО. Подобная реакция в целом понятна. Она укладывается в идею пословицы, согласно которой, обжегшись на молоке, дуют на воду. Но на самом деле поводов для паники пока не видно. Нынешняя и прошлая идеи расширения рынка внутренних заимствований различаются как по своим целям, так и по условиям.

Роковой причиной, приведшей к перерастанию рынка ГКО в финансовую пирамиду, стал хронический бюджетный дефицит, от которого России удалось избавиться лишь недавно. Возможность покрытия этого дефицита за счет заимствований держала на "финансовой игле" правительства тех лет. Сегодня ситуация иная. Уже два года, как расходы бюджета покрываются его доходами, не требуя массированной подпитки извне. Это означает отсутствие прямой опасности повторения ситуации 1998 года, если, конечно, Минфин и правительство в очередной раз не "заиграются".

С другой стороны, рынок внутренних долговых обязательств призван служить ориентиром для определения уровня процентных ставок. Он должен способствовать отводу из обращения избыточной денежной массы, давая возможность контролировать инфляционные процессы. Из-за высокого торгового профицита темпы роста денежной массы в предыдущие 3 года были весьма высокими, что и привело к избытку ликвидности. Это одна из основных причин ускорения темпов инфляции. Таким образом, получение адекватного механизма управления денежной массой является, по всей видимости, основной целью, объясняющей заинтересованность правительства в наращивании внутреннего долга. В последнее время эта задача решалась преимущественно посредством валютного рынка, но в современных условиях подобная практика становится неприемлемой.

И все же сокращение одной сферы долговой политики за счет значительного наращивания другой, наверное, не самая лучшая модель поведения экономических властей государства. Порочная система постоянных перекосов в ту или иную сторону, господствующая в России в последние годы, уже привела к негативным последствиям. Необходим сбалансированный подход к любым заимствованиям. Хотелось бы, чтобы на сей раз правительство не кинулось в новую крайность.

Выбор читателей