Чубайс начинает. И, возможно, выиграет...

Чубайс чуть ли не впервые в жизни вступил в спор с высшими чиновниками, которые изначально планировали, что именно государству будет принадлежать большинство мест в совете директоров ФСК

Вечером 1 марта состоялось заседание Совета директоров РАО ЕЭС. Его участники отметили рост экспорта энергии в 2001 году (в 1,3 раза по сравнению с 1999 годом), "восстановление параллельной работы ЕЭС России с энергосистемами всех стран СНГ (за исключением Армении) и стран Балтии". Теперь прогнозируемый объем экспорта электроэнергии к 2005 году составит 28,7 млрд. кВт/ч. Также на заседании было решено привлечь стратегического инвестора к строительству первой очереди Северо-Западной ТЭЦ и дальнейшей эксплуатации станции.

Но наиболее интересные и примечательные решения Совета директоров касались стратегических вопросов. В повестку дня были внесены обсуждение реализации основных направлений государственной политики реформирования электроэнергетики, результатов кредитной деятельности РАО, создание региональных сетевых компаний на базе АО-энерго и инвестиционной программы энергохолдинга на 2002 год. Все принятые решения фактически закладывают фундамент для нового этапа реформы энергетической отрасли.

Нынешнему Совету директоров РАО предшествовала весьма существенная победа Анатолия Чубайса: на заседании правительства был одобрен предложенный его ведомством пакет из шести законопроектов по реформированию электроэнергетической отрасли. С поправками и дополнениями – это тот самый документ, что был положен на стол премьеру в июне прошлого года. Правда, один из главных его пунктов – "о повышении абонентской платы" – пока не был принят. Кабинет поручил Федеральной энергетической комиссии и МЭРТ доработать этот вопрос, дабы устранить противоречия, связанные с оценкой разрыва в инвестиционной программе РАО. Тем не менее, Чубайс выглядел именинником, охотно раздавая интервью в новостных программах российских телеканалов.

Одним из главных в повестке дня Совета директоров стал вопрос об инвестициях. В частности, ожидалось, что будет рассмотрен и утвержден план строительства второго блока Северо-Западной ТЭЦ. Наблюдатели, ссылаясь на авторитетные источники, предполагали, что уже найден приемлемый инвестор. Называлось и имя: американская компания AES Silk Road, работающая на энергетических рынках СНГ и состоящая в партнерских отношениях с РАО ЕЭС.

Сооружение второго блока Северо-Западной ТЭЦ требовало серьезных вложений: порядка $120 млн., не считая стомиллионных расходов на погашение задолженности по строительству первого блока. Предполагалось, что инвестор найдет такие деньги, а взамен получит до 75% акций ТЭЦ или, как минимум, контрольный пакет. Эксперты, впрочем, не исключали, что после банкротства компании Enron и явного похолодания в российско-американских отношениях сделка могла и не состояться. Вместе с тем, член совета директоров РАО Дэвид Херн в середине февраля четко объяснил прессе, что "вопрос решен", и с тех пор слов своих назад не брал. Накануне собрания аналитики единодушно отмечали, что успех в деле привлечения инвестиций стал бы знаковой победой РАО ЕЭС.

Еще одни вопрос, который курировал тот же единственный иностранец в Совете директоров (он возглавляет в энергохолдинге комитет по реформированию), также считался одним из основных в повестке дня. Началось с того, что менеджеры РАО ЕЭС разработали схему реформирования четырех энергосистем Центра России: "Брянскэнерго", "Тулаэнерго", "Калугаэнерго" и "Орелэнерго". Идея заключалась в том, чтобы спустя три года все генерирующие активы этих энергокомпаний объединились на базе "Тулаэнерго". Локальная схема содержала в себе "типовой проект" – основу реформы энергохолдинга, который следовало распространить все его "дочки". Иными словами, из каждого "обыкновенного" АО-энерго предлагается выделить местное диспетчерское управление, генерирующую и распределительную компании, а также компанию коммунальных сетей. Причем генерирующие и распределительные компании резко увеличиваются в размерах, объединяясь с компаниями нескольких соседних регионов.

Проблема представлялась довольно конфликтной. Ожидалось, что против укрупнения выступят миноритарные акционеры, у которых свои взгляды на реформу российской электроэнергетики. В частности, их не устраивают тарифы и явная непрозрачность новой системы. В случае принятия данной стратегии такие акционеры практически лишаются возможности влиять на судьбу активов. К тому же протестующие голоса уже раздавались из Тулы и из Орла: мол, зачем разделять генерацию и сбыт, если акции сбытовых компаний окажутся ничтожными, поскольку реальных активов у предприятий не будет. Эксперты предполагали, что большинство миноритариев выскажется против.

Как всегда, наблюдатели расходились во мнениях относительно фигуры Чубайса. Успех на заседании правительства не отменял того факта, что отношения с кабмином у Анатолия Борисовича складывались в эти дни довольно сложные. Дело в том, что месяц назад при формировании совета директоров только что созданной "Федеральной сетевой компании" Чубайс вошел в него как представитель государства наряду с вице-премьером Христенко, министрами Грефом, Румянцевым, Южановым и Юсуфовым. Вместе с тем, для РАО ЕЭС в руководстве компании была выделена отдельная квота. Мало того, Чубайс провел еще четырех директоров от энергохолдинга, не допустив того, чтобы большинство голосов осталось за государством. Тем самым он чуть ли не впервые в жизни вступил в спор с высшими чиновниками, изначально планировавшими, что именно государству будет принадлежать большинство мест в совете директоров этой компании. Высказывалось мнение, что правительство теперь может скорректировать свое отношение лично к главному энергетику. А это могло означать, что члены правительства, входящие в совет директоров РАО, не поддержат "типовой проект" и даже инвестиционную программу могут задвинуть на время.

Сама по себе реформа энергохолдинга тоже вызывала вопросы не только у миноритарных акционеров, но и в правительстве, и в самом РАО. Разрабатываемый ныне сетевой тариф должен быть введен в действие в начале 2003 года. И потому уже сегодня возникла необходимость подготовить правила недискриминационного доступа к магистральным сетям, что, мягко говоря, не вполне соответствует идеям "типового проекта". Особенно тревожила управленцев РАО система торговли пропускной способностью этих сетей. Сама схема, конечно же, рассматривалась на комитете "ЕЭС России" по реформированию электроэнергетики. Но теперь, и в этом сходились многие, нужно было разработать прозрачные правила коммерческого диспетчирования, что совпадало с мнением миноритарных акционеров. Впрочем, заговор министров, миноритариев и отдельных менеджеров РАО ЕЭС против Чубайса представлялся все же маловероятным. Ибо инвестиции нужны были позарез, да и реформа энергохолдинга представлялась совершенно необходимой – с этим, кажется, были согласны все. А нюансы подлежали негласному обсуждению и компромиссным договоренностям. Крупных и громких скандалов на совете директоров РАО "ЕЭС России" никто и не ожидал.

Справка
Ведомство Анатолия Чубайса учреждено президентскими указами №923 от 15 августа 1992 года и №1334 от 5 ноября 1992 года. Учредителем РАО "ЕЭС России" является Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом. РАО "ЕЭС России" владеет имуществом магистральных линий электропередач и электрических подстанций, формирующих Единую энергетическую систему страны. Обеспечивает ее функционирование и развитие. Цель создания РАО "ЕЭС России" заключалась в обеспечении управляемости Единой энергетической системы и сохранении электроэнергетики в виде единого комплекса при акционировании предприятий и организаций, выходивших из ведомственной подчиненности.

В Совете директоров РАО "ЕЭС России", избранном 28 апреля прошлого года, значатся:
1. Александр Волошин – председатель; руководитель Администрации президента.
2. Герман Греф – министр экономического развития и торговли.
3. Валентин Завадников – зампредседателя правления РАО "ЕЭС России".
4. Сергей Косарев – замминистра имущественных отношений.
5. Виктор Кресс – губернатор Томской области.
6. Алексей Кудрин – председатель; вице-премьер, министр финансов.
7. Виктор Кудрявый – замминистра энергетики.
8. Георгий Кутовой – председатель Федеральной энергетической комиссии.
9. Александр Лебедев – президент АКБ "Национальный резервный банк".
10. Леонид Меламед – первый зампредседателя правления РАО "ЕЭС России".
11. Вячеслав Позгалев – губернатор Вологодской области.
12. Михаил Прусак – губернатор Новгородской области.
13. Дэвид Херн – менеджер фонда "Брансвик Кэпитал Менджмент".
14. Анатолий Чубайс – председатель правления РАО "ЕЭС России".
15. Илья Южанов – министр по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.


С другими информационными и аналитическими материалами, посвященными вопросам российской экономики, вы можете ознакомиться на сайте проекта Russian Regions Economy (RRE).

Выбор читателей