"Война" без полутонов

Алексей Балабанов, главный на сегодняшний день отечественный мифотворец от кинематографа, вплотную подобрался к очагу трагедии своего поколения – непрекращающейся войне в Чечне. И сделал это талантливо

Война
Россия, 2001
Режиссер: Алексей Балабанов
В ролях: Алексей Чадов, Иен Келли, Ингеборга Дапкунайте, Эвклид Кюрдзидис, Сергей Бодров мл.


Мне кажется, у "Войны" могут быть проблемы с телевизионным прокатом. Это вам не эпопея про "Брата" и даже не стильное "черное", полное натурализма кино "Про уродов и людей". Тут всё "по правде". Тут пафос и манифест. Тут идея.

После трагической гибели актрисы так и не снятого проекта "Река" Алексей Балабанов, этот главный на сегодняшний день отечественный мифотворец от кинематографа, вплотную подобрался к самому очагу трагедии своего поколения – непрекращающейся войне в Чечне. И сделал это талантливо.

Режиссеру, а также продюсеру Сергею Сельянову хватило вкуса не показывать их любимого Данилу Багрова как бы в прежней жизни, а предоставить эту роль новому лицу – молодому и, сразу отметим, очень органичному актеру Алексею Чадову. Возможно, мы еще не раз услышим его имя. Сергей же Бодров, этот наш "последний герой", предстает в ипостаси умирающего русского капитана, контуженного в ходе боя и попавшего в плен с переломом позвоночника. Хотя зрителю ясно, что как ни наряди теперь Бодрова-младшего, всё из него будет лезть "брат".

Но вернемся к "Войне". Тут всё как в жизни, по крайней мере в первые 20 минут. Меня как зрителя такие кадры чрезвычайно напрягают. Отрезанные головы и отрубленные пальцы, пытки, издевательства, жуткие крики и конвульсии умирающих, грязь, матерщина сразу вводят зрителя в атмосферу чудовищного, происходящего на наших глазах террора дикарей. Натурализм, короче, который как бы оправдывает весь последующий ход событий.

Тут Балабанов не просто неполиткорректен. Он анти-политкорректен. Его главная художественная задача, особенно в первой половине фильма – снять у публики механизмы торможения, навязанные обществу через СМИ. Показать всё как есть, вызвать чувство негодования и естественной ненависти к злодеям.

Он стоит на стороне России и смотрит ее глазами. Его не волнует пример двойного фокуса этой проблемы. Если пророссийский и прочеченский художник (журналист, писатель, кинодраматург, не важно) просто взглянут на один и тот же эпизод войны, у них получится следующее: первый – "На этом месте оголтелые чеченские бандиты зверски замучили группу бойцов, защищавшихся до последней капли крови"; второй – "На этом месте горстка отважных чеченских патриотов голыми руками уничтожила вооруженный до зубов отряд российских головорезов". Так вот, режиссер Балабанов второй вариант в расчет не принимает принципиально. И эта позиция тщательно продумана, взвешена и показана с максимальной откровенностью. Фильм и затеян как пример психологической разгрузки для многих "сомневающихся". А кроме того, перед нами честная авторская позиция.

Вместе с тем чеченская "правда" не замалчивается, мотивация войны с русскими передана словами полевого командира: "Да на вашем поганом языке для нохча говорить – все равно, что материться".

Из рассказа главного героя мы узнаем жуткие подробности содержания в яме так называемых "коммерческих" заложников, каких-то актеров из Британии – жениха (И.Келли) и невесты (И.Дапкунайте). Их, как зверей, держат одной яме с захваченными в плен бойцами российской армии, которых используют в качестве рабов. Условия – страшные.

Чеченский полевой командир, этакий урод и подонок, в какой-то момент отпускает англичанина с тем, чтобы он выкупил за безумную цену в два миллиона фунтов свою возлюбленную, а попутно меняет у "федералов" главного героя и его сотоварища на своего племянника-уголовника.

Так заканчивается предыстория основных событий. Если бы создатели фильма не дали понять, что всё кончилось победой наших, после первых 20 минут "Войны" я бы с чувством тошноты ушел из зала не задумываясь. По телеку за годы так насмотрелись всего этого, аж из ушей прет.

Но, как и следовало ожидать, со второй половины ленты начинается чистый Голливуд. Мне нравится эта особенность Балабанова, в чем-то очень схожая с позицией другого европейского мифотворца – Люка Бессона. Они не стесняются работать сразу в двух противоположных парадигмах. Это, с одной стороны, обусловленная тысячелетней культурой оглядка на интеллигенцию, рефлексия, гуманистические ориентиры, европейская "правда жизни", тщательная проработка мелких деталей и характеров, а с другой – чисто американская подростковая безбашенность, прямолинейность, однозначность в оценке и демонстрации "добра" и "зла". Только в Голливуде могла родиться фраза при демонстрации смерти: "Сдохни, ублюдок!".

Вторая часть "Войны" – это по сути римейк блокбастера "Коммандос" со Шварценеггером, правда, сделанный с чувством, с толком и с расстановкой.

Для задания идейной планки введена роль Отца героя, умирающего в сибирском городке от алкоголизма, но на одре отвечающего на очередной Вопрос Жизни. Помнится, в "Брате" это было – "В чем правда?". Теперь, значит – на ком все держится? Ответ – на му-жи-ке. Ясно? Феминистки падают в обморок.

Более того, папашка героический (В.Гостюхин) объясняет сыну совершенно не к делу (фильм этой линии далее никак не развивает и не комментирует), что, дескать, если Мужик разлюбил жену, значит амба – пущай уходит. Сам этот отец (как все поколение наших родителей) не воевал, о чем страшно жалеет, и вся его война, стало быть, прошла в семейном кругу. Тут, я думаю, авторы послали привет кому-то из родственников.

И вот, наконец, перед смятыми предыдущим ходом событий зрителями разворачивается эпопея захвата в плен уже бандитов. Мифологическая даже по именам интернациональная парочка –англичанин Джон и русский Ваня – добирается до зловонной ямы, где гибнет русский капитан на руках изнасилованной, естественно влюбленной в него, англичанки. Равнодушным такая история никого оставить не может. Вот она – национальная идея в полный рост! Если б не подлость и продажность там, наверху, мы, простые люди Земли, всю эту нечисть в пыль бы стерли, да.

Но, повторюсь, как этот довольно черный фильм показать, например, детям по ящику, – непонятно. А показать надо! Впрочем, "Война" может быть подана как любая другая легенда про суперменов в борьбе с международным терроризмом.

Не стану пересказывать перипетии сюжета, одно лишь замечу – своеобразный балабановский юмор и тут расцвечивает фильм по полной программе. Чеченцам не сочувствуешь, наши – просто три богатыря на выезде (там появляется потом третий герой, чабан-предатель), и, главное, всё будет хорошо.

Поскольку из псевдодокументального кино мы лишь постепенно ныряем в героическую сказку, хотя и с отрезанными ушами и окровавленными трупами может быть даже невинных мирных граждан, сохраняется ощущение правдоподобия происходящего. Потому что снято все очень качественно, игра актеров местам просто талантлива, как и операторская работа, и музыка опять на высоте.

Под конец авторы честно отвечают на основной вопрос фильма и общества: все ли чеченцы (там, у себя) бандиты? – Да. Чего спрашивать?

"Война" – это международный уровень, вполне конкурентоспособное кино, что вызывает у меня прилив энтузиазма. Только благодаря таким фильмам есть надежда, что лежащая в руинах отечественная кинопромышленность наконец-то подымет голову. Хотя многое, конечно, зависит от режиссера. Балабанов пока скорее исключение на родной ниве, и единственное, что утешает, – он вряд ли свалит в Америку. Слишком уж идейно одержим, лепя образ "правильного мужика". Вот жаль, пока не добрался до женщин. Ну, поживем – увидим.


Фильм демонстрируется в кинотеатрах "Пушкинский", "Алмаз", "Америка-Синема", "Художественный", "Варшава", "Каро-Фильм".

Выбор читателей