Сахалин будут продавать по кусочкам

Сахалинские месторождения, осваиваемые на условиях СРП (соглашения о разделе продукции), – козырная карта России в деле привлечения иностранных инвестиций в нефтегазовую область

В течение апреля Министерство природных ресурсов должно завершить подготовку аукционов по двум участкам нефтегазового проекта "Сахалин-5": Хайганскому и Васюканскому. Если все пройдет без сбоев, аукционы по ним состоятся уже в этом году, и тогда станет ясно, насколько верным оказалось решение Минприроды разбить проект "Сахалин-5" на отдельные блоки.

Сахалинские месторождения, осваиваемые на условиях СРП (соглашения о разделе продукции), – козырная карта России в деле привлечения иностранных инвестиций в нефтегазовую область. Однако до сих пор не устранены противоречия, существующие по вопросам реализации этих проектов. В частности, по проекту "Сахалин-5" консультации и переговоры длились более года. Камнем преткновения была позиция Минприроды: разбить контрактную зону проекта на 4-5 независимых блоков и выставлять их на продажу отдельно. По замыслу министерства, это позволит вести одновременное освоение инвесторами всех блоков. В свою очередь, инвесторы высказывали опасения, что прогнозные запасы на каждом из блоков могут оказаться недостаточными для оправдания затрат на освоение.

Участки зоны "Сахалин-5" расположены на северо-восточном шельфе полуострова Шмидта. Протяженность участка – 25 тыс. км2, предполагаемые запасы нефти – 600 млн. т, газа – 600 млрд. м3. 49% акций проекта принадлежат компании "Бритиш Петролеум Амоко" (BP), а 51% разделили пополам "Роснефть" и ее дочернее предприятие "Сахалинморнефтегаз" (СМНГ).

Судьба "Сахалина-5", как и других сахалинских проектов, в течение нескольких лет оставалась неопределенной, так как месторождения не включены в список осваиваемых на условиях СРП. Против этого выступают нефтяные компании "ЮКОС" и ТНК, а также ряд представителей российских ведомств. Одним из минусов зоны проекта "Сахалин-5" является ее удаленность от северного побережья Сахалина. Это может вызвать дополнительные проблемы из-за сложной ледовой обстановки в данном районе и необходимости затрат на создание более протяженной инфраструктуры для транспортировки продукции. Не всё ладно и с нефтегазовыми запасами зоны: пока можно говорить только о предполагаемых запасах, и для их уточнения нужны весьма дорогостоящие геологоразведочные работы, которые, кстати, инвесторы должны проводить на свой страх и риск – и на свои деньги. На сегодняшний день, по словам начальника управления морских работ Минприроды Рината Мурзина, говорить о разведанных запасах можно только в отношении южных Хайганского и Васюканского блоков. Что касается северных блоков, они пока мало изучены.

Несмотря на эти факторы, снижающие привлекательность проекта, Минприроды отстояло свою позицию – не проводить аукцион по проекту в целом, а продавать его участки частями. Тот факт, что северные блоки являются для инвесторов, по сути, "котом в мешке", чиновников не смущает: денежный аукцион, победитель которого получит сквозную лицензию на разведку и разработку недр, будет проведен только по первым двум блокам – Хайганскому и Васюканскому. По остальным министерство намерено провести конкурс на выдачу лицензий на геологическое изучение территории.

Это решение не приводит в восторг иностранных инвесторов. Их можно понять: затраты на освоение всей зоны проекта не слишком отличаются от затрат на освоение отдельного блока, в то время как отдача может быть ощутимо разной. Кроме того, продажа "поблочно" повышает остроту конкурентной борьбы: по имеющимся данным, кроме "Роснефти" с BP на аукцион могут выйти ТНК, "Сибнефть", "ЮКОС" и другие нефтяные компании. Понятно, что Минприроды разбило проект на блоки, надеясь именно на эти опасения инвесторов: из-за стремления потенциальных покупателей приобрести все участки цены на аукционе могут оказаться несколько выше ожидаемых.

Однако такая игра содержит достаточно много рисков. Об этом свидетельствует судьба проекта "Сахалин-3": разделение зоны проекта на Киринский, В.Одоптинский и Аяшский блоки привело к тому, что переговоры по тексту и условиям СРП между правительственной комиссией по СРП и совместным оператором проекта КОО "ПегаСтар" были в 2000 году приостановлены и начало геологоразведочных работ перенесено на 2003 год. В результате потери понесли и участники проекта (по трети акций принадлежит компаниям "Мобил" и "Тесако", оставшаяся треть разделена между компаниями "Востокшельф" и "СМНГ-КМК"), и государство.

Позиция Минприроды оспаривалась и некоторыми российскими ведомствами – например, Минтопэнерго. В свое время замминистра по топливу и энергетике Валерий Гарипов заявлял, что Россия может потерять миллионы долларов, так как разбивка зоны проекта "Сахалин-5" на блоки оттолкнет инвесторов. Однако можно подозревать, что чиновники Минприроды надеются на стойкость интереса к проекту компании "Бритиш петролеум": ее представители не раз заявляли, что для них самым худшим было бы потерять проект. И сейчас, после принятия решения о разбивке проекта на блоки, директор по связям с общественностью московского офиса BP Питер Хеншоу заявил, что "это не снижает наш интерес".

Насколько верен расчет Минприроды, станет известно довольно скоро. В случае если планируемый аукцион не принесет ощутимых финансовых результатов, можно ожидать, что споры об освоении сахалинских месторождений на условиях СРП вспыхнут с новой силой – оппоненты этой системы считают, что введение нормального налогообложения – например, системы рентных платежей – способно принести государству не меньшую прибыль.

Выбор читателей