Операция "Мясо в обмен на акции"

Михаил Касьянов проложит такие трубы, по которым в одну сторону пойдет русская нефть, в другую – монгольское мясо. Видимых проблем с трубопрокладкой пока не наблюдается

Монголия – страна, затертая боками двух великих государств – России и Китая. С одной стороны, геополитическое положение обязывает ее ориентироваться в политике на одного из соседей, с другой – Монгольская Народная Республика остается неким буфером между Москвой и Пекином и может оказать на них существенное влияние.

Как известно, в Монголии с официальным визитом находится Михаил Касьянов. Тема его визита – развитие двухсторонних торгово-экономических отношений. Монгольская сторона, в лице председателя Великого государственного хурала (парламента) Санжбэгзийна Тумур-Очира, основной упор в переговорах делает на поставках мяса в Россию. Монгольское мясо дешевле американского на 15%, и его объемы способны покрыть потребности населения половины азиатской территории РФ. Правда, перерабатывать его все равно придется у нас, на Бийском комбинате, для чего следует отрегулировать ряд проблем: тарифы, таможенные пошлины, перевозки по железной дороге, взаимодействие ветслужб и т.п.

Однако поставки мяса – отнюдь не главный вопрос. В конце концов, в России тоже выращивают скот, и Бийскому мясокомбинату найдется что переработать. На данный момент куда более существенный пункт – вопрос о транзите нефти. Михаил Касьянов не скрывает этого, говоря, что уже создана группа, которая рассмотрит технико-экономическое обоснование проекта по постройке трубопровода. Решение о начале его строительства будет принято по результатам работы указанной группы. По словам Касьянова, "если проект будет утвержден, Россия готова оказать содействие в сооружении в Монголии объектов электроэнергетики, в строительстве газопроводов и дорог". Разумеется, при условии, что Москва получит часть акций новых энергетических компаний. Вероятность достижения соответствующей договоренности довольно высока. Улан-Батор заинтересован, чтобы Россия получила долю в тех энергетических проектах, которые сейчас планируются в Монголии. Веским доводом, помимо прочих соображений, оказывается и монгольский долг России. Удовлетворение запросов Москвы обеспечит Улан-Батору уверенность в благополучном решении проблем с возвратом задолженности. Касьянов считает, что реструктуризация задолженности – дело почти решенное. Можно думать, что вопрос о приобретении пакета акций в таком случае получит решение, удовлетворяющее обе стороны.

В реализации совместного проекта заинтересованы, в первую очередь, Китай и Россия. Китайцы получат канал, по которому смогут получать относительно недорогие энергоносители, а для Москвы - это новый рынок экспорта нефти и лишняя возможность влиять на Пекин. Заказчиком трубопровода является Китай, но дальнейшие перспективы проекта - предмет трехсторонних переговоров.

Организация транзита нефти выгодна всем договаривающимся сторонам, и до сих пор в переговорах спорных вопросов не возникало. Можно полагать, что визит закончится обоюдным согласием: Монголия получит обещания реструктуризации долгов и импорта мяса, Россия – согласие во всем, что касается проведения нефти по монгольской территории.

Выбор читателей