Вот тебе, прапор, и Юрьев день!

Сначала государство не обеспечивает своим защитникам возможности жить по-человечески, равнодушно взирая, как те мыкаются по углам, а потом на этом основании лишает их льгот

Правительство вознамерилось резко – "в разы" – повысить денежное довольствие военнослужащих. Странное, однако, дело: сами служивые люди ожидают реализации сих намерений в страхах и стонах. Им что – лишние деньги не нужны?! Давно прошли благословенные советские времена, когда офицер ходил на "гражданке" гоголем, шурша в карманах столь приятными на ощупь свеженапечатанными купюрами. С нынешними зарплатами – хоть на паперть. И вот наконец власти прониклись той нехитрою истиной, что если не кормить свою армию, то придется кормить чужую. Президент сказал: "Надо!" (улучшить бедственное положение защитников Отечества); правительство, зажатое бюджетными ограничениями, вздохнуло и выдохнуло: "Есть!". Выдохнуть-то оно выдохнуло, но проявило чудеса изобретательности, чтобы не только сохранить целостность казны, но и по возможности ее пополнить. И в самом деле: если в армии пока еще кто-то служит, не означает ли это, что их высокоблагородия имеют лишний жирок, который не грех и снять?

Суть правительственного замысла такова: с 1 июня с.г. военных приравнивают к госслужащим и в соответствии с тарифной сеткой последних значительно повышают должностные оклады, а с 1 января следующего года (так настояла Госдума – правительство планировало более поздний срок) – еще и оклады по воинскому званию. В итоге, как гордо рапортуют минфиновские чиновники, денежное довольствие младшего и среднего комсостава увеличится в два раза, а старшего – в полтора. Командир полка будет получать аж 7,5 тыс. рублей (зарплата уборщицы в "Газпроме" – 11 тыс. рублей). Гуляй – не хочу! Загвоздка в том, что одновременно военнослужащих лишают натуральных льгот (50-процентная оплата жилья и коммунальных услуг плюс бесплатный проезд в общественном транспорте), а также некоторых денежных выплат. 15 марта соответствующий закон был одобрен Думой во втором чтении.

В принципе, перевод натуральных льгот в денежную форму, равно как уплата военнослужащими подоходного налога (часть которого поступает в муниципальный бюджет) – вещи необходимые: содержать социальную сферу логичней за счет местных сборов, а не трансфертов из федерального бюджета. Мыслилось, что итоговая прибавка в доходах военнослужащих с лихвой перекроет их потери. Во всяком случае, Путин публично формулировал задачу именно таким образом. Не хочется говорить, что президента в очередной раз подставили, но, видимо, придется: Минфин так удачно смухлевал с этими прибавками-убавками, что нельзя не поаплодировать. "Вам теперь будет гораздо лучше", – уверяет правительство офицеров. "Не дай, Господи!" – разносится по военным городкам.

Недавно московские антикварные фирмы организовали очередную выставку-продажу коллекций, на которой были замечены высшие чины правительства и президентской администрации, приобретавшие для своих особняков произведения стоимостью в $100-150 тыс. Видимо, при таком уровне собственного денежного довольствия всерьез воспринимать пару тысяч рублей офицерского прибытка-убытка очень затруднительно – это требует непосильного интеллектуального и душевного напряжения.

Казалось, можно было бы уже и привыкнуть к лицемерию власть предержащих, но когда правительственные чиновники заявляют, что льготами по оплате жилья многие офицеры все равно не пользуются, поскольку собственного жилья не имеют, – остается только руками развести. То есть сначала государство не обеспечивает своим защитникам возможности жить по-человечески, равнодушно взирая, как те мыкаются по углам, а потом на этом основании указанных льгот их лишает. Заметим, что жилищные и транспортные льготы хороши именно своим натуральным характером. Правительство же старательно делает вид, что уже победило инфляцию и роста цен как бы не существует.

Давайте считать. В ходе начинающейся реформы ЖКХ оплата жилья и коммунальных услуг очень быстро может подскочить в среднем до 1-1,5 тыс. рублей в месяц, а то и выше. С учетом отмены бесплатного проезда в общественном транспорте это будет означать ежемесячные дополнительные расходы военнослужащих в размере порядка тысячи рублей. В некоторых северных регионах оплата жилья уже зашкаливает за 2 тыс. рублей. Прибавка же молоденьким лейтенантам, хотя действительно будет близка к 100%, в абсолютных цифрах составит всего лишь 2100-2300 рублей (в 2003 году относительно 2001 года). Так что и в менее "крутых" районах страны сия прибавка чуть ли не целиком окажется покрыта отменой натуральных льгот и компенсации подоходного налога, которые в совокупности дадут примерно 1500-2000 рублей убытка. Возможный же "выигрыш" в несколько сотен рублей (те самые "разы", о которых толкует правительство) будет съеден инфляцией еще в первом полугодии текущего года. Еще хуже придется прапорщикам с малой выслугой лет. Их денежное довольствие возрастет с 1800-1900 до 3000-3100 рублей, то есть в среднем на 1200 рублей, а суммарные потери составят 1200-1500 рублей. И после этого правительство всерьез рассчитывает на приток страждущих в военные училища, а также на перевод армии на профессиональную основу?

Ошибется тот, кто подумает, что зато уж старшие офицеры с большой выслугой лет будут теперь кататься как сыр в масле. Мудрое правительство позаботилось о том, чтобы и они не жировали. Тех, кто служит давно, лишат не только натуральных льгот и компенсации подоходного налога, но и т.н. пенсионной надбавки к окладу, с учетом чего их совокупные потери, по самым скромным подсчетам, окажутся не менее 2500 рублей в месяц, тогда как денежное довольствие майоров, подполковников и полковников увеличится всего на 2500-3000 рублей. Потери полковника с более чем 25-летней выслугой могут составить от 2800 до 4500 рублей, или до 2000 рублей чистого убытка. И что ему сказать жене и детям?

Дело, однако, не только в пенсионной надбавке. Во многих военных организациях львиная доля денежного довольствия приходится на дополнительные выплаты (привязанные к окладу), осуществляемые из внутренних резервов Минобороны и других силовых ведомств. Разумеется, получают такие выплаты в первую очередь командиры и наиболее квалифицированные специалисты, образующие кадровый костяк соответствующих подразделений. Индексировать данные выплаты (за исключением т.н. "командирской" надбавки) правительство вообще не собирается, так что формальное увеличение денежного довольствия указанной категории военнослужащих составит не обещанные 50%, а от силы 15-20%. С учетом же того, что реально дополнительные выплаты уменьшатся как минимум на 13% (на величину подоходного налога), общий остаток получится с весьма немаленьким знаком минус.

Следует сказать, что наиболее широкое распространение практика стимулирования сотрудников дополнительными выплатами получила в спецслужбах. Как бы ни относиться к "компетентным органам", но без разведки и контрразведки еще ни одно государство не обходилось. Между тем российские спецслужбы едва-едва оправились от массового оттока профессионалов в первой половине 90-х годов. Теперь, похоже, их ждет вторая подобная волна. То-то обрадуются "братки" новому пополнению!

А может, действительно, проще – а главное, честнее – взять и всех распустить? В конце концов, с Америкой мы теперь дружим, так пусть нас доблестные американские вооруженные силы и ЦРУ защищают – но только за счет средств американских же налогоплательщиков.

Выбор читателей