Президенты выворачивают карманы

Президент России официально зарабатывает меньше губернатора американского штата

Если бы все могли так легко считать денежки в карманах своего президента, как это могут делать жители Венгрии, президентам жилось бы нелегко. Оттого они и не рассказывают о своих доходах.

Впервые публике стала доступна налоговая декларация лидера Венгрии Ференца Мадла. Виной тому - парламент, который предписал предельную прозрачность главе государства, а также пяти "омбудсмэнам" Государственного собрания (парламента) и председателю Счетной палаты. Для справки: представители российского руководства обязаны предоставлять сведения о доходах в налоговое управление, но их публикация возможна только по желанию подателя декларации. Можно представить, какая благодатная почва для скандалов образовалась бы, будь эта информация доступной. С другой стороны, нечего бояться упреков тому, кто ни в чем не виноват, и в этом смысле положительным довеском к репутации наших властителей было бы обнародование списка источников и размеров дохода.

Вопрос тем более актуальный, что близится время окончания подачи налоговых деклараций. Здоровое любопытство не позволяет удержаться от сплетен в адрес тех, чья совесть находится слишком близко от государственного кармана. Давайте посмотрим, что президенты разных стран сообщали о доходах в прошлых налоговых отчетах.

Так, прошлогодняя декларация Джорджа Буша гласит, что его зарплата как губернатора Техаса составляла $70,5 тысяч. Для сравнения: по сведениям "Yтра", зарплата программиста, работающего в лаборатории Мэрилендского университета, составляет около $60 тыс. в год. Так что вовсе не так много зарабатывают губернаторы, даже баллотирующиеся в президенты. Тем более что за время, потраченное на встречи с избирателями и агитразъезды, из причитающейся ему суммы вычли около $40 тысяч – штраф за невыполнение обязанностей главы администрации штата. Остальные поступления четы Буш — дивиденды от вложений капитала в акции и облигации. Так, в мае прошлого года Буш сообщил, что владеет пакетом государственных облигаций на сумму в $7 миллионов. Таким образом, если посчитать все денежки нынешнего хозяина Белого дома за позапрошлый год (за прошлый год он, как вы понимаете, еще декларации не составил), то образуется около $1,3 миллиона.

Примерная зарплата менеджера среднего звена в Москве – порядка 500-600 "зелененьких" в месяц, или $6000-7200 в год. Путем элементарного деления получаем разницу в 180,5 раз - не так уж много, если призадуматься и учесть груз ответственности за работу целого американского штата.

Работа Дика Чейни, вице-президента США, в свое время была связана с корпорацией "Халлибертон". Как председатель правления крупнейшей компании, предоставляющей услуги разработчикам нефтяных месторождений, он получал $4,3 млн в год. Надо заметить, что американские бизнесмены получают определенно больше, чем политики; правда, последние имеют шанс наверстать упущенное на выпуске автобиографий и комментариев к происходящим событиям.

Венгерский президент Ференц Мадл, как выяснилось сегодня, - не богатый, но весьма состоятельный человек. Его ежемесячная зарплата составляет по текущему курсу $2,5 тысячи. Еще $1 тыс. доплачивает главе государства Венгерская академия наук, почетным членом которой тот является. Между прочим, свои деньги, а их у него уже накопилось на сумму в $102 тыс., Мадл предпочитает хранить в американской валюте, а не в евро.

Российские же чиновники в этом отношении от наших глаз закрыты. Известно только, что в прошлом году налоговые декларации были поданы вовремя и как надо. А вот отчитался ли тогда же президент Путин, ничего не сообщается. Надо полагать, налогоплательщикам было бы интересно получить от главы государства небольшое сообщение о его деньгах. Простое любопытство, сами понимаете, ничего больше.

Помнится, в 1997 г. Борис Ельцин, который и обязал чиновников отчитываться о доходах и имуществе, сам сдал налоговую декларацию и даже рассказал немного, из чего складывается его благосостояние. Согласно документу, декларированный годовой доход Ельцина за 1996 г. составил 243575,027 тыс. рублей, что на апрель 1997 г. составляло 38662,7 американских долларов. Надо отдать должное, это меньше зарплаты обычного губернатора американского штата.

Выбор читателей