Что Арафату смерть – России польза

Впервые после рыночной паники, вызванной событиями 11 сентября, мировые нефтяные цены (эталон – нефть brent) вновь поднялись до отметки в 26$/баррель, и есть все основания считать, что это еще не предел

Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели.

Говоря о неделе минувшей, надо отметить, что в экономическом плане она выдалась очень урожайной на значимые события. В рамках данной статьи мы умышленно оставим на втором плане т.н. "налоговую революцию" в малом бизнесе, предложенную президентом РФ: во-первых, о предлагаемых мерах в сфере налогообложения предпринимателей за это время сказано было достаточно; во-вторых, революционными предлагаемые меры можно назвать с натяжкой, учитывая весьма неоднозначные оценки их реальной эффективности. На наш взгляд, неэффективное налогообложение – лишь небольшая часть клубка проблем, не позволяющих малому бизнесу стать значимой частью экономической системы. Куда более серьезным тормозом развития бизнеса является административно-криминальный произвол на местном уровне, который "революционеры-реформаторы" почему-то стараются не замечать.

Посему обратимся к событиям более глобального масштаба, учитывая тот факт, что реальной пользы от них страна может получить заметно больше, нежели от невнятных "революционных" порывов. Речь, естественно, идет о последних событиях на нефтяном рынке, позволяющих говорить о том, что России вновь начинает сказочно везти. Так, впервые после рыночной паники, вызванной событиями 11 сентября, мировые нефтяные цены (эталон – нефть brent) вновь поднялись до отметки в 26$/баррель, и есть все основания считать, что это еще не предел.

Основополагающей причиной подобного развития событий является реальное начало восстановления экономики в США. Если еще два месяца назад нельзя было сказать однозначно о том, когда и какими темпами американская экономика начнет возвращать утраченные позиции, то сейчас факты налицо. Так, например, в соответствии с последними данными Минторга США рост американского ВВП в четвертом квартале составил не 1,4%, как предполагалось, а 1,7%; уже можно говорить о начале выхода экономики из состояния рецессии и ожидать ее перехода в фазу активного роста. О том, как рост американской экономики отражается на нефтяных ценах, мы знаем по динамике цены "условного бочонка" в течение последних трех лет. Таким образом, сформировавшиеся оптимистические ожидания относительно ситуации в США заложили фундамент ценовой ситуации на нефтяном рынке.

Говоря о прочих факторах воздействия на рынок, надо упомянуть и о начале весны, являющейся стартом автомобильного сезона в развитых странах. Миллионы "железных коней", зимовавших в гаражах или эксплуатировавшихся не в полную силу, начинают выезжать на дороги. С разгаром сезона отпусков потребление моторного топлива возрастет еще более значительно, что непременно скажется и на цене сырой нефти.

Другим динамическим фактором, способствующим удорожанию "условного бочонка", стали события на Ближнем Востоке. Это очень хорошо видно по динамике нефтяных цен в ходе минувшей недели. Фактический захват израильскими военными резиденции Ясира Арафата может привести к попыткам военного объединения арабского мира, и нынешние разногласия в рядах ближневосточных лидеров отойдут на второй план. Памятуя о том, что в их находится ядро мировой нефтедобычи, не трудно догадаться, что ждет в этом случае мировые товарные биржи. Точкой отсчета реальных действий по подрыву нефтяного рынка со стороны арабских стран могут стать арест или смерть Арафата, а также военный удар по Ираку.

Это не означает, что арабский мир полностью перекроет нефтяной кран Западу. Экспорт нефти по-прежнему остается основным источником доходов большинства ближневосточных государств. Однако даже краткосрочного массированного прекращения экспорта будет достаточно, чтобы серьезно ударить по едва начавшемуся росту американской экономики.

Старания Буша по наращиванию нефтедобычи в США, равно как и желание договориться о поставках нефти с Россией, свидетельствуют в пользу намерений администрации сократить американскую зависимость от арабской нефти. Однако даже если подобный курс и будет окончательно принят, избавиться от нее без вреда для экономики США нереально. Быстро нарастить собственную добычу американским нефтяникам будет предельно трудно, причем не только по техническим причинам: далеко не все в высших американских кругах разделяют идею начала массированной разработки собственных американских запасов. Поставки нефти, к примеру, из России невыгодны в связи с дорогой транспортировкой, не говоря уже об отличии российских сортов от большинства перерабатываемых заводами в США. Поставщики же из Латинской Америки и Мексики не в состоянии полностью покрыть потребности Соединенных Штатов. Таким образом, как-то компенсировать усиление влияния на нефтяной рынок военно-политического фактора в ближайшее время не представляется возможным. А значит, нагнетание обстановки на Ближнем Востоке неизбежно потянет вверх нефтяные цены.

Для России такой расклад стал подарком судьбы: пока нет особых оснований считать, что до конца лета цены на нефть серьезно понизятся, и замаячившая было угроза исполнению бюджета отошла на второй план. По большому счету, Россия получила еще одну фору, которую можно было бы использовать для качественного изменения положения дел в экономике. Хотя, судя по примеру прошедшего практически впустую "нефтяного рая" 1999-2001 гг., особых надежд питать не стоит.

Российская сторона уже почувствовала изменения конъюнктуры. Это хорошо видно по ее отчаянным попыткам "улизнуть" от взятых на себя недавно квартальных ограничений на экспорт нефти. Возможно, скоро наша страна официально откажется от согласованных с ОПЕК ограничений и примется "догонять рынок".


И последнее, о чем хотелось бы сказать: на минувшей неделе в "воздушной войне" между Евросоюзом и Россией из-за запрета полетов чрезмерно шумных российских авиалайнеров в европейские аэропорты, кажется, наметилось перемирие. В результате переговоров, а точней – угроз российской стороны запретить полеты в Россию авиакомпаний стран ЕС, принято решение временно разрешить посадку наиболее шумным машинам российского производства в аэропортах, удаленных от крупных населенных пунктов. В целом подобный исход можно расценить как победу российской стороны, ибо вводимые запреты грозили отечественным потребителям значительным ростом стоимости авиабилетов.

Чего можно ожидать в нынешней ситуации? По всей видимости, стоимость поездок в Европу все-таки возрастет, хотя и не очень значительно. Дело в том, что части компаний придется проводить перегруппировку парка машин, ориентируя на европейские направления "сертифицированные" самолеты. Это будет связано с потерей определенного количества мест (с европейских линий будут сняты широкофюзеляжные Ил-86), а также (для туристических компаний) удорожанием трансферта – доставки пассажира из того самого удаленного аэропорта до основного места назначения. В целом же нынешняя ситуация не оказалась сюрпризом ни для авиакомпаний, ни для турфирм, ни для авиапрома. Всем было заранее прекрасно известно о принимающемся запрете, и каждый подготовился к нему как смог.

В перспективе от ужесточения европейских норм выиграют западные компании и некоторые российские авиационщики. В частности – Ульяновский авиазавод, выпускающий самолеты Ту-204, и предприятия, занимающиеся модернизацией старых воздушных машин. Возрастет количество закупаемой российскими компаниями подержанной иностранной авиатехники. Что касается деятельности авиакомпаний, то здесь возможен некоторый передел рынка и укрупнение одних его участников за счет поглощения других. Сейчас можно констатировать, что усилиями российской стороны первый раунд "воздушной войны" сведен вничью. Стороны перегруппировываются и готовятся к новым схваткам. Но это будет несколько позже. А пока – всем счастливых полетов!

С новой рабочей неделей, господа.

Выбор читателей