Нарушения Конституции видны из космоса

Специалисты по проблемам федеративных отношений говорят, что вопросы экономического и социального развития регионов живут самостоятельной жизнью, оторванной от административных границ

Модную тему насчет того, "сливать" субъекты федерации друг с другом или нет, а если "сливать", то каким образом, подхватили на Охотном ряду. В то время, как лидеры депутатских фракций с мальчишеским азартом бросились самовыдвигаться в спикеры Государственной думы - должность занятую, но вроде и вакантную, только что ставший председателем комитета по делам федерации и региональной политики Виктор Гришин (ОВР) обсуждал в кружке "профильных" специалистов проблемы законодательного обеспечения федерализма.

Как выяснилось в ходе дискуссии, с кавалерийской атакой на "укрупненные субъекты" иные поторопились. Конституция скроена таким образом, что безболезненно перекраивать административные границы не получается. Депутат Андрей Климов ("Регионы России") напомнил, что статья 5.3 Конституции определяет федеративное устройство на основе целостности государства. В статье 8.1 говорится, что "в РФ гарантируется единство экономического пространства". По мнению депутата, идея объединять слабые регионы с сильными для создания преференций той или иной области или краю не выдерживает критики. "Если проблемы региона могут быть решены только через присоединение слабого к сильному, то именно это и нарушает целостность экономического пространства", - говорит Климов.

В России многое не слава Богу. Специалисты по проблемам федеративных отношений говорят, что вопросы экономического и социального развития регионов в некотором смысле живут самостоятельной жизнью, оторванной от административных границ, и это "не укладывается в голове у тех, кто проводит Конституцию в жизнь". Суть подобной сентенции в следующем: депрессивные (опять-таки модное словечко) территории сами по себе не связаны административными границами, это не субъекты права, а субъекты экономических проблем, этакие экономические "ямы". Границы депрессивных территорий могут не совпадать с границами субъектов. В таких "ямах", говорит Климов, не развита даже дорожная сеть, "что видно космоса". На "стыке" Пермской и Кировской областей, к примеру, существует целый анклав подобного рода "ям".

Из-за понятийной неопределенности определение "самодостаточной территории" становится просто опасным; к тому же такое определение не согласуется с понятием единого экономического пространства. Следствием непонимания этого, считает Климов, становится нынешняя схема финансирования краев и областей, абсолютно не подстроенная под нужды депрессивных территорий.

В свою очередь заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Леонид Биндар привел наиболее яркий пример последнего времени, свидетельствующий о "неустроенности" законодательной базы, слабо прописывающей межсубъектные отношения. Расположенный на Таймыре (Долгано-Ненецкий автономный округ), но состоящий в административном подчинении Красноярску Норильск с его "сильной корпоративной частью" (имеется в виду "Норильская горная компания" – "Yтро"), "объединяет 80% бюджетных доходов Красноярского края, при том, что пуповиной связан именно с Таймыром", - говорит Биндар. Неурегулированность вопроса о статусе отражается на реальных людях: Биндар привел пример того, как в тундре потерпел бедствие вертолет, а спасательные команды никак не могли договориться, кто должен спасать людей, и чья прокуратура должна расследовать происшествие.

"Такая ситуация привела к обострению отношений субъектов федерации, хотя во времена прошлого губернатора Зубова таких обострений не было", - заявил в интервью "Yтру" член Совета Федерации. По его мнению, то обстоятельство, что конфликт возник при смене губернатора (соответственно Зубова на Лебедя) лишний раз говорит о необходимости прописывать правомочность субъектов строкой закона, а не решать проблемы только в порядке личных договоренностей, "тем паче, что одна из сторон может произвольно от них отречься". "Никто никуда не уходит: Норильск входит в Таймыр, Таймыр остается в Красноярском крае – и вот вам экономически прозрачный субъект федерации, к тому же лишенный излишней усложненности и потому более, чем раньше, адаптированный к интеграции. Поэтому мы сейчас готовим проекты двух законов, которые должны закрыть эту тему. Один из них определит условия взаимодействия и рамки взаимодействия областей, в кои входят автономные округа (на правах самостоятельных субъектов федерации)". Закон, по мнению Биндара, назрел. В очередь за Таймыром и Ярославской областью уже выстраиваются новые субъекты со своими "экономическими занозами", а внутри этих регионов с великой поспешностью и, по мнению сенатора, опрометчиво, подают команду "сливаться" в единый субъект.

Выбор читателей