Показательная порка грузинского спецназа

В штабе российских миротворцев была разработана операция, призванная подтвердить ложь грузинских военных и их подготовку к вторжению в Абхазию. Кроме того, предстояло просчитать возможные шаги грузинской стороны

В минувшие выходные в Тбилиси почти объявили войну – Шеварднадзе в очередном обращении пообещал лишить мандата миротворцев из России, грузинские депутаты заявили о "прямой агрессии против Грузии", а министр обороны приказал своим подчиненным "держаться до последнего", стрелять по российским солдатам в случае чего и объявил повышенную боевую готовность. Словом, грузины возжелали воевать с миротворцами из России, которые демонстративно установили новый блокпост в Кодорском ущелье. В итоге всё решили телефонные переговоры Путина и Шеварднадзе: миротворцы покинули место высадки у сванского селения Ажара, в Тбилиси местные "ястребы" расправили крылья, затрубив о "победе", а в Сухуми отказались вести переговоры с Грузией до вывода войск из Кодорского ущелья. Кстати, информационные сайты чеченских боевиков не остались в стороне, сообщив, ни больше ни меньше, о "первой победе" братской грузинской армии. В тбилисских газетах уже готовы репортажи и интервью грузинских спецназовцев, которые с упоением вещают о том, как они окружили и взяли на мушку русских, выкатили орудия и развернули минометы. Впрочем, не будем перебирать детали противостояния минувших выходных – их уже обсмаковали мировые СМИ. Остановимся на главном, взглянув на события с несколько иной точки зрения.

Во-первых, высадив миротворческий десант в Кодорском ущелье, Россия не нарушила никаких договоренностей. В беседе с российским генералом Евтеевым, командующим операцией, Шеварднадзе признал обоснованность действий российских миротворцев, развернувших свой пост в соответствии с Протоколом о стабилизации ситуации в Кодорском ущелье Абхазии от 2 апреля 2002 года. Но, заметил умудренный опытом и интригами тбилисский старец, пост надо бы вывести, так как это не понравилось парламенту Грузии и лично его председателю Нино Бурджанидзе – будущему президенту страны. Эта же просьба была передана и Владимиру Путину.

Итак, несколько дней назад Грузия торжественно объявила о выводе в срок ВСЕХ подразделений из Кодорского ущелья. Причем факт этот подтвердили и в миссии ООН, представители которой заранее проехали по намеченному маршруту. Ооновцы после катастрофы своего вертолета, сбитого гелаевскими боевиками в октябре прошлого года над Сахарной головой, вообще очень не любят лишний раз появляться в ущелье, где часто стреляют и рвутся растяжки. В этом заключается первая странность, ибо получается, что реально мониторинг ущелья на предмет наличия грузинских военных после их "вывода" никто не проводил. В честность тбилисских ораторов почему-то не поверили в Абхазии; не поверили и российские миротворцы, потому как знали, что как минимум последние полгода Тбилиси безбожно врет по поводу и без повода. Данные российской стороны и сообщения абхазских спецслужб свидетельствовали как раз о другом: Грузия не только не вывела свои войска из Кодори, но и усилила их. Этот факт 14 апреля не моргнув глазом подтвердил российским телевизионщикам грузинский парламентарий в камуфляже, раздававший интервью в ставшем знаменитым селе Ажара. Оказывается, Минобороны Грузии войска вывело, а вот пограничники и внутренние войска не уходили и не собираются покидать Кодорское ущелье. Однако еще день назад, когда миротворцы из России рассказали о "двойной игре" представителю Грузии, тот "клялся мамой", что верховья Кодорского ущелья обезлюдели, как чукотская тундра. Вообще, грузинские военные – люди умные и коммуникабельные. Они предложили россиянам провести инспекцию ущелья, но попросили предупредить об этом заранее, чтобы "обеспечить безопасность наблюдателей".

В штабе российских миротворцев была разработана достаточно простая операция, призванная подтвердить, в том числе и ооновскому "замирителю" Дитеру Бодену, ложь грузинских военных и их подготовку к очередному вторжению в Абхазию. Кроме того, предстояло просчитать возможные шаги грузинской стороны. Кстати, в этой операции были задействованы представители секретного подразделения, разрабатывавшие известную акцию "Охота на волков", результат которой – гибель десятков командиров чеченских боевиков под Грозным и тяжелое ранение Басаева.

Операцию по высадке десанта в Кодорском ущелье проводила усиленная рота ВДВ, которую поддерживали боевые вертолеты. С этого момента, пожалуй, и начинается самое интересное – в Грузии так и не поняли, что происходит. Радиоперехваты фиксировали сплошной раздрай и панику в грузинском эфире. Местные сваны очень долго не могли оценить численность российского десанта и его огневую мощь: с толку сбивали барражирующие вертолеты (8 плюс МИ-24 огневой поддержки). Первые сообщения грузинских агентов, поступившие в Тбилиси, гласили: русские высадили 200 десантников (против 78-ми в реальности), заняли все господствующие высоты и перебрасывают всё новые и новые силы. От министра обороны Тевзадзе пришел надрывный ответ: "Стоять до конца". После чего грузины развернули тот самый минометный взвод, выкатили безоткатные орудия, зенитные установки, тяжелые минометы и другое замаскированное оружие. При этом радиопереговоры грузинских военных велись открытым текстом. Одним подразделениям приказали сбросить русских с высот; в ответ раздавался мат – воевать с десантниками желающих не нашлось. Другим приказали блокировать миротворцев, не пояснив конкретно, кого и где; в итоге через несколько часов сванские группы "штурмовали" пустующие высоты и не нашли десантников, которых там просто не было... Как ни странно, у Шеварднадзе, в отличие от военных, хватило ума проанализировать ситуацию. Из администрации президента Грузии поступили указания успокоиться. Резюме в конце первого акта этой комедии: Минобороны Грузии показало всё, на что способно. Еще чуть-чуть – и в Кодорское ущелье началась бы переброска войск со всей Грузии.

К вечеру 12 апреля грузинская армия окончательно развоевалась с российским десантом. Свидетелями "яростных атак" стали местные сваны, которые грелись у костра вместе с российскими миротворцами, иногда переводили самобытные грузинские ругательства и смеялись в унисон с бойцами ВДВ. В эфире снова надрывно командовали голоса: кто-то кричал, что десантники обходят позиции грузинских военных справа и слева, в горах грузинским снайперам слепили глаза фонарики, слышался шум вертолета. По поводу этого шума сваны смеялись особенно заливисто – оказывается, грузинский спецназ перепутал вертолет с водопадом. В ущелье то и дело вспыхивала стрельба – стреляли подчиненные Тевзадзе; как водится, по своим. К примеру, гвардейцы обработали из пулеметов патруль местных жителей, приняв их за многоликий десант.

Под утро "война" пошла на убыль – грузинским бойцам захотелось спать. Но уже на рассвете у них вновь появились проблемы. Оказывается, группы грузинского спецназа, заняв позиции, потерялись ночью и попытались собраться утром уже в другом месте. На это ушло еще часов шесть.

Первую половину дня 13 апреля российские миротворцы продолжали фиксировать присутствие грузинских военных в Кодорском ущелье, затем попрощались с гостеприимными сванами и отбыли из селения Ажара.

Спецпредставитель Генсека ООН в зоне грузино-абхазского конфликта Дитер Боден высказал недовольство акцией российских миротворцев, но в то же время вынужден признать, что грузинская сторона не выполняет условий соглашения. Показательна позиция абхазских властей. В Сухуми вновь подтвердили, что Грузия и не думала выводить свою армию из Кодорского ущелья, готовя новый плацдарм для нападения на Абхазию. Вопрос только во времени – Тбилиси уповает на четыре батальона доморощенных спецназовцев, натасканных американскими инструкторами, и на морские десанты. Российских миротворцев власти Грузии опасаются, поэтому будут добиваться их вывода.

Выбор читателей