Россия приготовила США "стальной клин"

Сегодня Греф и Зеллик обсуждают последствия выхода России из соглашения об ограничении видов экспортной сталепродукции. Избежать новых пошлин на сталь Россия сможет, только если получит рыночный статус

Сегодня министр экономразвития Герман Греф встретится в Вашингтоне с министром торговли США Дональдом Эвансом и торгпредом Робертом Зелликом. Предметом разговора станут последствия предполагаемого выхода России из всеобъемлющего соглашения (ВС) о поставках стали в США. Согласно данному договору, Москва обязалась ограничить объем экспорта 14 видов стальной продукции на пять лет. По официальной версии, российские металлурги решились на такой шаг, дабы избежать грозивших им высоких антидемпинговых пошлин. Однако в свете последних событий, когда американцы практически запретили импорт девяти видов сталепродукции, придерживаться обязательств по ВС стало бессмысленно.

В результате, если наша страна откажется от принятых ограничений, то отечественные производители смогут расширить объем экспорта стали за счет дополнительных видов сталепродукции. По словам Германа Грефа, экспорт можно увеличить за счет чугуна, арматуры, проволоки, метизов. США готовы на 200 тыс. тонн увеличить квоту на слябы (стальная плита – продукт первичной переработки). Предполагается, что компенсация убытков металлургической отрасли составит примерно $400 млн в год. Для сравнения: сейчас потери наших металлургических комбинатов от американских защитных мер оцениваются в $500 миллионов.

Однако, к сожалению, Россия опять идет на американский рынок с достаточно дешевым и низкотехнологичным ассортиментом. Как известно, до 1999-го года, наши металлургические комбинаты спешили модернизировать производство ради продвижения на рынок Штатов продукции глубокого передела. Теперь же они отодвинуты обратно к чугунам и слябам. Как заметил руководитель департамента Российского союза предпринимателей Александр Орлов, "хорошо вернуться на американский рынок, но так ведь можно всю жизнь валить тайгу и торговать лесом".

В сложившейся ситуации сталелитейщики смогут возобновить экспорт дорогих и высокотехнологичных видов продукции разве что путем открытия собственного производства на американской земле. В принципе, подобные перспективы могли бы реализоваться в виде совместных предприятий.

Впрочем, последствия выхода из стального договора до конца неясны. Российские сталелитейщики рискуют попасть под новые антидемпинговые меры. Их можно было бы избежать, если бы Россия получила статус страны с рыночной экономикой. Хотя и тогда американцы могут ввести компенсационные пошлины, указав на факт государственного субсидирования экспорта. По этому поводу Греф и Медведков должны сегодня обсудить с Зелликом специальное соглашение, смысл которого заключается в том, что Москву не будут наказывать за господдержку отрасли вплоть до вступления в ВТО. Таким образом, отечественная металлургия сможет восстановить свои позиции на рынке без дополнительных потерь.

Выход из стального договора оказывается "палкой о двух концах". С одной стороны, разрыв ВС необходимо синхронизировать с признанием "рыночности" России, иначе наши металлурги потеряют на пошлинах больше, чем приобретут в результате расширения экспорта. Однако если министру экономразвития не удастся договориться с торгпредом США о смягчении последствий рыночного статуса, металлургическая промышленность будет вынуждена платить за государственную поддержку стального экспорта.

Выбор читателей