Житие святого Али

Американцы любят, когда им напоминают эпизоды их славного прошлого, иллюстрирующие мифы страны "глобальных возможностей". Новый фильм Майкла Манна постарался полностью удовлетворить их аппетит

Али (Ali)
США, 2001
Режиссер: Майкл Манн
В главной роли: Уилл Смит


Когда Сталину в 37-м году показали фильм "Ленин в Октябре", где дедушка всех советских детей жутко суетился и постоянно бегал к главному редактору "Правды" за советом, Сталин задумчиво пососал трубку, нахмурился и молвил: "Нэ так всё было". Фильм в прокат тем не менее вышел и даже получил Сталинскую премию. К фильму "Али" фраза отца народов подходит как нельзя более кстати, хотя Сталинской премии ему не видать.

Не так всё было.

Али. Величайший из супертяжей и самый известный из всех боксеров. До сих пор связанные с ним материалы вызывают огромный интерес. Любой боксерский форум под завязку заполнен темами, кто сильнее – Али или Тайсон, Али или Льюис, Али или...

Фильм охватывает 10-летний период – с 1964 (Али стал чемпионом мира) по 1974 год (вернул себе титул) – и включает победы и поражения, переход в мусульманство и смену имени, трех жен, отказ служить в армии, трехлетнее отлучение от ринга и триумфальное возвращение.

Как человеку, ударенному боксом – и в переносном, и в прямом смысле, мне "Али" был интересен в двух аспектах. С точки зрения кинематографа в целом и с точки зрения постановки боев. В частности.

Начнем с хорошего. Поединки поставлены очень грамотно. Их там всего четыре: два боя с Сонни Листоном, по одному с Джо Фрейзером (первый из трех) и с Джорджем Форманом. Самый красивый – первый с Листоном, а самый правдоподобный – с Фрейзером. Актер, играющий Джо "Курильщика", потрясающе вжился в образ. Все эти раскачивания из стороны в сторону, маленькие шажки, постоянный напор, неожиданные выстреливающие удары...

Смит – тоже большой молодец. На ринге. Технику и движения Али он копирует великолепно. Но в повседневной жизни... Холерика Али превратили во флегматика с меланхолическими наклонностями, вымученно произносящего пафосные тирады и втихую страдающего от несправедливости чуть ли не во всем мире. Его юмор стал натужным. Шутки – плоскими. Безбашенный чемпион стал страстотерпцем. Каждый его поступок превратился в ПОСТУПОК: нежелание идти в армию – в героический пацифизм; мотовство – в бесконечную доброту и детскую наивность; беготня за юбками – в искренность и следование зову сердца. Треть экранного времени Смит смотрит вдаль, делая умное лицо, за которым скрывается напряженная работа мысли и душевные переживания. Он замечает всё творящееся вокруг нехорошее, глядит по сторонам в поисках потерянной мамы, а на заднем плане без продыху звучат сопровождающие духовный рост блюзы и спиричуэлсы. Хорошие блюзы, каждый по отдельности – хит, но вместе дают ощущение не саундтрека, а плохо подобранного сборника "Суперблюзы 2001: романтическая коллекция".

Есть нарекания к фактологической части, хотя и субъективные. Из истории пропало поражение Кену Нортону и второй бой с Фрейзером. Конечно, эти мелкие события куда менее важны, чем прогулки под луной с новой пассией или вытаскивание из запоя старинного друга, но можно же их было упомянуть хотя бы вскользь. Зато именно эти умолчания наиболее явно показывают, что кино снимали не про боксера, а про ЧЕЛОВЕКА. Правда, возникает мысль: кино про человека можно снять о любом человеке. Раз уж выбрали боксера, тем более Али, то огласите весь список, пожалуйста. Или снимайте почестнее, а не раскрашивайте биографию в розовые тона и сусальное золото.

Так что... Лучшим боксерским фильмом по-прежнему остался "Бешеный бык" Мартина Скорцезе. Я больше скажу – первый "Рокки" также поинтереснее будет. Да что там художественные... Недавний документальный фильм "Когда мы были королями" – не в пример динамичнее и талантливее. Реальная жизнь показала фигу своему экранному слепку.

При всем уважении к Смиту (а он мне очень нравится), Оскара ему не дали правильно. А про остальных актеров даже сказать нечего. Одно слово – второстепенные персонажи. Майкл Манн же стремительно деградирует. От классной "Схватки" через хорошего "Своего человека" он пришел к занудному "Али". Зато, говорят, самому Мохаммеду фильм понравился.

"Снимите меня, пожалуйста, героем!" – "Это как?" – "Поставьте на стол бутылку водки, а я отвернусь!"


Фильм демонстрируется в кинотеатрах "Витязь", "Пять звезд", "Стрела", "Мечта", "Тбилиси", "Аврора", "Варшава", "Ленинград", "Прага", "Солнцево", "Ролан", "Горизонт", "Экран", "Байконур", "Киргизия", "Киноплекс на Ленинском".

Выбор читателей