Путь длиною в три года

Экспедиция Федора Конюхова, в составе которой археологи и экологи, отправилась по Великому Шелковому пути на юг. Историческое воспроизведение караванного похода через весь Иран началось в Калмыкии

Вчера из калмыцкого поселка Цаган-аман стартовал первый этап Международной научно-исследовательской экспедиции "По следам Великого Шелкового пути 2002-2004", руководит которой Федор Конюхов. В его команде 14 человек: 4 археолога, 2 эколога, 4 журналиста и 3 участника съемочной группы. Конюхов верен себе – только экологически безопасные виды транспорта, и поэтому вместе с людьми на маршрут вышли 13 верблюдов и 10 лошадей. Над этой идеей Конюхов работал давно. В планах, помимо самого путешествия, – съемки фильма, создание книги и картин.

Экспедиция разделена на 3 этапа. Этой весной Конюхов совершит переход по территории Калмыкии с заходами в Астраханскую область, Дагестан, Ставропольский край, Ростовскую и Волгоградскую области. Такой маршрут был предложен президентом Калмыцкой Республики Кирсаном Илюмжиновым.

По окончании 1-го этапа верблюды обоснуются в Калмыкии. А весной следующего года караван переправят на пароме в Иран. Второй этап экспедиции охватит всю территорию Ирана от южного побережья Каспийского моря до берегов Персидского залива.

Весной 2004 года (третий этап) караван пересечет Саудовскую Аравию и совершит восхождение на самую высокую гору Аравийского полуострова.

В перерывах между этапами экспедиции Конюхова ждут океанский гребной марафон по маршруту о. Тенерифе – о. Барбадос, который состоится в октябре-декабре этого года, и экспедиция на ледовом буере через три полюса Антарктиды, запланированная на декабрь 2002 – февраль 2004 года.

Во время путешествия "По следам Великого Шелкового пути" Конюхов продолжит выполнение многолетнего эксперимента в области дистанционного обучения в экстремальных условиях, но это, безусловно, не главная задача экспедиции. Ее основной целью является историческое воспроизведение караванного похода, которое должно подтвердить гипотезу историков, что часть Великого Шелкового пути была проложена по Калмыкии.

Великий Шелковый путь – весьма разветвленная маршрутная система, соединявшая Переднюю Азию с Монголией и Китаем. Она шла от Багдада, в частности, на Хамадан, Мерв, Бухару (откуда по Амударье купцы переправлялись до Хорезма и Ургенча на Замджан, а дальше по Уралу до Самары), Самарканд, южный берег Иссык-Куля и – через Восточный Туркестан – в Китай. В зависимости от того, кто контролировал Путь, развивались те или иные маршрутные цепи и города, лежащие вдоль караванных путей. Однако во все времена Великий Шелковый путь служил проводником торговой культуры.

Например, в торговых операциях на маршрутах Пути часто использовались чеки. Городские менялы охотно принимали большие суммы денег, выдавая взамен чек, по предъявлении которого в условленном месте купец получал сданную сумму. Система обслуживания караванной торговли вообще была весьма развитой. Существовала целая сеть специалистов, которые брали на себя организацию перевозок и обеспечение безопасности транспорта. Иногда караваны насчитывали до нескольких тысяч вьючных животных. Так, например, в 922 году от халифа Аль-Муктадира к булгарам отправился караван из 3 тысяч вьючных животных и 5 тысяч человек. Помимо "экспедиторов", в караванах держали толмачей, "лоцманов" из местных кочевников-скотоводов (иногда они же предоставляли для питания и перевозок свой скот), а также летописцев и ученых. В задачу караванов чаще всего входила не только торговая, но и какая-нибудь научная или дипломатическая миссия.

В небольших селениях имелись караван-сараи с жилыми помещениями для купцов и прислуги, а также с конюшнями и загонами для вьючных животных и складами для товаров, фуража и провианта. Караван-сараи создали своеобразную культуру торговых отношений, элементы которой впоследствии переняли европейцы в виде "профессиональных" клубов и портовых кофеен, где устраивались аукционы и заключались разнообразные сделки.

Федор Конюхов, решивший проверить гипотезу об одном из маршрутов Великого Шелкового пути, участвовал уже в 40 уникальных экспедициях и написал 8 книг. На данный момент он единственный в мире покоритель пяти полюсов планеты: двух географических, полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, полюса высоты – Эвереста, полюса яхтсменов – мыса Горн. Он награжден орденом Дружбы народов, является лауреатом премии "GLOBAL 500", утвержденной ООН, обладателем приза ЮНЕСКО "За честную игру" и в 1996 году занесен в энциклопедию "Хроника человечества". Отечественные и зарубежные специалисты считают Конюхова самым универсальным из профессиональных путешественников. Большинство походов он осуществляет в одиночку, но охотно принимает участие и в коллективных экспедициях. В его активе реставрация таких интересных маршрутов как поход Витуса Беринга и путешествие В.К.Арсеньева и Дерсу Узала.

Выбор читателей