Россия может стать рыбным придатком...

От реализации неучтенной, то есть фактически браконьерской рыбопродукции, наша экономика теряет в год порядка $500 миллионов

Сырьевая направленность российской экономики в последнее время не дает спокойно спать представителям исполнительной и законодательной ветвей власти. Тон обсуждения данной проблемы, как известно, задал президент, выразивший недовольство действиями правительства по проведению реформ. На сей раз за злободневную тему взялись депутаты Госдумы, решившие разобраться с промышленным рыболовством. Для этого в Думу пригласили председателя Государственного комитета по рыболовству Евгения Наздратенко. Доклад Наздратенко, похоже, произвел на народных избранников глубокое впечатление: согласно последним данным, среднедушевое потребление рыбной продукции в России снизилось с 21 кг/год в 1990 г. до 9 кг/год в 2000 году.

Основной причиной такой ситуации Наздратенко называет незаконный вывоз рыбы и морепродуктов, а также реэкспорт. Таким образом, отрасль теряет все социально-экономические преимущества от создания добавленной стоимости товара. При данном положении дел после вступления во Всемирную торговую организацию государство рискует оказаться в положении сырьевого рыбного придатка стран Евросоюза и Юго-Восточной Азии.

Одной из главных проблем, препятствующих развитию рыболовства, остается браконьерство. От реализации неучтенной, то есть фактически браконьерской рыбопродукции, наша экономика теряет в год порядка $500 миллионов. Большим достижением Госкомрыболовства, по заявлению его главы, является достижение соглашения с Японией о долгосрочном сотрудничестве по пресечению браконьерства в морях Дальнего Востока. В рамках достигнутых договоренностей японцы предоставили Москве данные своей таможенной статистики. Характерно, что разница между японскими и аналогичными российскими данными составила за 2000 год $1 млрд, а за 2001 год - более $700 миллионов.

К счастью, определенные положительные изменения все же происходят. На сегодняшний день ведутся переговоры с представителями Южной Кореи и Китая с целью закрыть доступ браконьерам в порты этих стран.

Вместе с тем, одними пограничными соглашениями изменить ситуацию не представляется возможным. Требуются меры экономического и политического характера. В первую очередь, это упрощение налогообложения и таможенных процедур, а также создание четкой правовой и нормативной базы для работы рыболовной отрасли.

Выбор читателей