Госсекретарю подложили пару ёжиков

В среду Арафат и Пауэлл разными словами дали одинаковую оценку завершившихся переговоров: провал. Но с отъездом госсекретаря американская миссия на Ближнем Востоке не заканчивается

Пару дней назад проведенный в Соединенных Штатах опрос общественного мнения показал, что только 39% американцев верили в успех миротворческой миссии госсекретаря Колина Пауэлла на Ближнем Востоке. Вчера стало ясно, что они переоценивают свое национальное внешнеполитическое ведомство и (или) недооценивают сложность ситуации в самом взрывоопасном регионе планеты. В среду Ясир Арафат и Колин Пауэлл разными словами дали одинаковую оценку завершившихся переговоров: провал.

Если вывести за скобки дискуссий пласты ничего не значащих заявлений, общих фраз, протокольных уверений и утонченной лести (все же Восток), то в сухом остатке перед Пауэллом стояла простая задача: вернуть обе стороны конфликта, Израиль и Палестину, на "нулевую" отметку, когда палестинцы "шахидствовали" в объемах, не превышающих среднестатистические, а израильтяне всего лишь опускали пограничные шлагбаумы перед территорией ПА, не стремясь к вторжению на нее танков. С тех пор израильская антитеррористическая операция в прямом и переносном смыслах зашла слишком далеко для того, чтобы Ариэль Шарон мог повернуть с полпути.

Палестинцы, как известно, условием начала переговоров считают прекращение израильской "агрессии". Раз танки в Наблусе и Дженнине – значит никаких переговоров быть не может. Из Дженнина Израиль свои войска вывел, явив хлынувшим в город журналистам сплошные развалины домов и трупы палестинцев. Однако из других городов Тель-Авив будет выводить войска только тогда, когда сочтет свою миссию по уничтожению инфраструктуры террора выполненной. И в этом деле Шарону даже Пауэлл не указ.

Госсекретарю США понадобилось несколько дней осуществлять челночную дипломатию между Шароном и Арафатом, чтобы убедиться в очевидном: Израиль не станет потворствовать эфемерному "мирному процессу", параллельно с которым граждане его страны гибнут от бомб палестинцев-самоубийц. Европа и, в меньшей степени, США, по крайней мере в своих публичных заявлениях, представляют дело таким образом, что Тель-Авив наказывает Палестину за свои прежние жертвы. В этом качестве ПА предстает стороной заведомо беззащитной, а палестинский народ – народом-жертвой. Между тем разрушенный до основания Дженнин "подарил" Израилю, по некоторым оценкам, до 80% всех террористов-смертников, унесших сотни жизней. И это не потому, что сама атмосфера в городе взывает к мученической смерти: просто именно в Дженнине располагались мощные структуры фундаменталистов, готовящих несчастных шахидов к "райской смерти".

Шарон пообещал Пауэллу только то, что действительно мог сделать. Да, войска будут выведены, но в сроки, строго отведенные для выполнения ими основной задачи – уничтожения инфраструктуры террористов. Пауэлл уже сказал, что обсуждать вопросы, связанные с прекращением огня и возобновлением диалога между Израилем и палестинской администрацией, имеет смысл лишь после окончания израильской военной операции. Да, мирная конференция может состояться с участием Ясира Арафата, мнение которого, впрочем, в любом случае для Израиля ничего не значит. Да, создание независимого палестинского государства возможно. Хотя и раньше Израиль этому не противился: вся загвоздка в том, как и какая именно страна возникнет рядом с еврейским государством.

Но миротворческие усилия генерала Пауэлла остудил не только генерал Шарон. Арафат, чувствующий поддержку Евросоюза и большинства арабских государств, был при встречах с госсекретарем США как никогда жёсток. Например, при выработке взаимоприемлемого заявления по проблеме урегулирования конфликта он настаивал на варианте, предусматривающем "прекращение израильской оккупации, создание независимого палестинского государства в границах, существовавших на 4 июня 1967 года и со столицей в Иерусалиме, справедливое решение проблемы беженцев и создание механизма, гарантировавшего бы выполнение всех этих условий за определенный период времени". Выдвинутые палестинцами требования – все равно что отказ от переговоров, ибо каждый из этих пунктов априори требует как минимум взвешенного обсуждения, причем, как говорится, всем миром. Кроме того, Арафат по-прежнему отказывается призвать палестинцев на арабском языке прекратить террористические акты в отношении израильтян. Недаром Пауэлл заявил, что США разочарованы недостаточной борьбой Арафата с палестинским терроризмом. А Джордж Буш отметил, что глава администрации ПА "должен действовать так, чтобы слова не шли вразрез с действиями"; заявления вроде "ограниченных возможностей" более не принимаются.

Что дальше? С отъездом Пауэлла американская миссия на Ближнем Востоке не заканчивается. Напротив: в ближайшее время директор ЦРУ Тенет вернется туда, чтобы способствовать возобновлению консультационного процесса на уровне служб безопасности Израиля и ПА. Генерал Зинни также вернется в регион для обеспечения выполнения условий плана Тенета по прекращению огня. Помимо прочего, США явно стремятся не допустить до переговорного процесса Европу, которая, похоже, и впрямь неадекватно воспринимает происходящее на Ближнем Востоке. Советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс, касаясь европейской инициативы по размещению в зоне израильско-палестинского конфликта международных миротворческих сил, заметила, что в настоящее время обсуждение данного вопроса "не стоит на повестке дня". Президент Франции Жак Ширак и премьер-министр Испании Хосе-Мария Аснар выступили с совместным заявлением в защиту мирного процесса, назвав первым шагом вывод израильских войск с палестинских территорий и прекращение палестинцами терактов.

Трудно представить себе что-либо более беспомощное.

Читайте также

Выбор читателей