Франкенштейн против Сыроежкина

Что лучше: толпы фанатов, миллионные гонорары, групповой секс каждый день – или тихое семейное счастье и радость творчества? Естественно, последнее! А вы сомневались?

Кто боится Вирджинии Вульф (Who’s Afraid Of Virginia Woolf?)
США, 1966, 126 мин.
Режиссер: Майк Николс
В ролях: Элизабет Тэйлор, Ричард Бертон, Джордж Сегал, Санди Деннис

Элизабет Тэйлор и Ричард Бертон были дважды женаты и дважды разводились. Их бурный роман служил прекрасной пиар-кампанией для более десятка совместных фильмов. Но фильмы эти, тем не менее, в большинстве своем провалились. Лишь один пользовался огромной популярностью как у публики, так и у критиков, оправдывая финансовый риск студии Warner Bros., выплатившей Бертону и Тэйлор по миллиону долларов гонорара, а в режиссеры пригласившей дебютанта Майка Николса, известного постановками бродвейских мюзиклов.

Никогда до "Вирджинии Вульф" супружеская ненависть не достигала такой остроты и накала. Более двух часов Тэйлор и Бертон выясняют отношения, не гнушаясь никакими средствами и отчаянно манипулируя забредшей к ним в гости молодой парой.

"Кто боится Вирджинии Вульф" снят на основе пьесы Эдварда Альби, причем диалоги остались практически без изменений. Это был первый в истории Голливуда фильм, где с экрана прозвучала фраза "Черт побери!". Писательница Вирждиния Вульф, четвертью века ранее покончившая с собой, не имеет к фильму никакого отношения. Ее вечно пьяный, ругающийся и злобный аналог играет Элизабет Тэйлор, которая тогда была в зените славы. Эта роль помогла Лиз выйти за рамки привычного мелодраматического амплуа и принесла второй в карьере "Оскар". Вообще фильм номинировался в 13-ти категориях и получил пять статуэток.


Последний каменщик Америки (The Last Brickmaker In America)
США, 2001, 85 мин., ТВ
Режиссер: Грегг Чэмпион
В ролях: Сидней Пуатье, Энди Крюсон, Джей Сэндерс, Мэри Элис

В обычном заштатном городишке Спрингфилд (не тот, где Симпсоны!) постановили сделать пристройку к школе. Раз вся школа кирпичная, нужен кирпич. Заказ решили дать старому (73 года) кирпичнику Генри Коббу (Сидней Пуатье), кирпичи которого на протяжении 60 лет использовали при постройке всех более-менее значимых зданий в городе. Генри сперва хотел отказаться. Причем дело даже не в возрасте – он еще очень бодрый старикан, просто у него недавно умерла жена и потому депрессия. Но, вспомнив, что жена работала в той самой школе библиотекарем, он берется за работу.

Кирпичи Генри делает по старинке – руками. Душу, значит, вкладывает. А всем новомодным строителям грозит пальцем и всем видом показывает, что их кирпичи никуда не годятся. Не простоит школа из "их" кирпичей даже пару тысяч лет. В процессе производства Генри находит время вывести на путь исправления малолетнего хулигана, привив тому любовь к тяжелому физическому труду, и помирить хулиганских родителей, т.е. спасти ячейку общества. В конце добро торжествует, а бездушные фабриканты посрамлены.

Фильм примечателен только участием в нем Сиднея Пуатье, заслуженно получившего в прошлом месяце "Оскара" за вклад в искусство американского кино. Еще, пожалуй, тем, что старый мудрый кирпичник – негр. Видимо, белые не бывают такими старыми и мудрыми. Только негры и китайцы – шаолиньские патриархи. Зато за полтора часа вы научитесь делать кирпичи, да и о смысле жизни много чего узнаете.


Рок-Звезда (Rock Star)
США, 2001, 102 мин.
Режиссер: Стивен Херек
В ролях: Марк Уолберг, Дженнифер Энистон

Рок – это бизнес, а рок-музыканты – бизнесмены. И широкой публике лучше ничего не знать о происходящих за кулисами "бизнес-процессах". "Рок-звезда" – о том, как молодой вокалист-любитель Крис Коул (Марк Уолберг) попадает в группу своей мечты Steel Dragon. Старого вокалиста выгнали, и нужна замена. Что интересно, подобная ситуация действительно имела место: менеджер из Огайо Тим Оуэнс заменил вокалиста Judas Priest Роба Халфорда.

Крис на седьмом небе. Еще бы! Сбылась мечта идиота. Он на сцене со своими любимыми музыкантами поет любимые песни. Вокруг ревут 80-е, а значит – дикий секс, немножко наркотиков и множко выпивки, а также рок-н-ролл. Ну, или "софт-металл", точно прозванный "волосатым металлом". Крис даже пытается писать свои песни, но тут ему мягко и доходчиво объясняют, что "вот этого не надо", песни пишут гитарист и ударник, а его дело – петь, что написали. Плюс проблемы с девушкой Эмили, которая сперва безумно рада за бойфренда, но постепенно устает от дикой разгульной жизни.

Легко ли быть рок-звездой? Что лучше – толпы фанатов, миллионные гонорары, групповой секс каждый день или тихое семейное счастье и радость творчества? Конечно второе! Не могут американцы без семейных ценностей. Но вся дидактика приходится на последнюю треть фильма, а первые две – очень даже ничего.

Стивен Херек известен своими комедиями: "Фантастическое приключение Билла и Теда", "Зубастики", "101 далматинец" и выполненными в стиле MTV "Тремя мушкетерами". Поэтому откровений от него ждать не нужно. А нужно включить телевизор погромче и получать удовольствие хотя бы от саундтрека, включающего композиции Motley Crue, Bon Jovi, Frankie Goes to Hollywood, Talking Heads, Rainbow, AC/DC и Def Leppard.


На самом краю (On The Edge)
США, 2001, 95 мин., ТВ
Режиссеры: Энн Хэтч, Хэллен Миррен, Мэри Стюарт Мастерсон
В ролях: Джон Гудман, Энди МакДауэлл, Кристофер Ллойд, Энтони Ла Палья

Давненько не было ничего столь вторичного (включая название). Когда какая-нибудь "Месть ниндзи – 101" повторяет сюжеты ста предыдущих "ниндзь", это нормально; но когда кино, явно претендующее на некоторую интеллектуальность, столь пошло ворует у всех подряд, это некрасиво. Предполагается, что мы должны сделать скидку на тот факт, что три новеллы, составляющие "На краю", – режиссерские дебюты трех актрис. Хорошо, сделаем такую поправку и режиссуру рассматривать не будем. Заодно лучше не рассматривать актерскую игру. Актерских дебютов там, правда, нет, но все равно лучше не рассматривать. Сосредоточимся исключительно на сценариях.

Первая новелла "С днем рождения" описывает мир будущего. Перенаселение, нехватка рабочих мест, тупость, абсурд, контроль умов... Уволенная с работы девушка пытается добиться справедливости. На пути к цели она нарушает множество законов и запретов. Однако проявленная ею нетривиальность выносит ее на самый верх, а все трудности оказываются хитро подстроенным экзаменом. История стырена из романа Герберта Франке "Игрек минус".

Вторую новеллу "Обратная сторона" пересказывать смысла нет. В 805-й раз обыгрывается сюжет "Франкенштейна" с вкраплениями типа "Электроник против Сыроежкина".

Третья столь явно ни у кого не ворует, зато она самая занудная, потому что изначальная идея была придумана, а сил на ее достойную обработку (хотя бы диалоги написать) уже не осталось. Бывает...

Все три истории склеены между собой четвертой: жадный и гадкий кинопродюсер, хлопая дверью, роняет себе на голову бронзовый бюст. Очнувшись, обнаруживает себя привязанным к креслу, а его революционно настроенная секретарша заставляет босса смотреть все вышеописанное. Продюсер, понятно, сходит с ума, становится чутким и добрым и намерен далее снимать только хорошее и правильное кино.


Кассеты предоставлены компаниями "Мост-видео" и "Премьер-видео".

Выбор читателей