США пугают шейхов русской дубиной

"Перетягивание России" между США и арабским нефтяным миром продолжается. Остается только надеяться на то, что наша страна сможет извлечь из этого максимальную политическую и экономическую пользу

События на мировом нефтяном рынке вновь принимают драматический характер. В течение нескольких последних дней котировки "черного золота" на мировом рынке уверенно устремились вверх, придав новый импульс восходящей тенденции, господствующей на рынке с начала весны.

Новой волне роста цен способствовали данные Минэнергетики США, согласно которым, американские запасы сырой нефти сократились на 5,5 млн. баррелей. Другим немаловажным фактором остаются и ожидания восстановления американской экономики, раз от раза приобретающие все более четкие очертания. Так, весьма показательными стали вышедшие данные, свидетельствующие о том, что ряд крупных американских компаний намерены в ближайшие месяцы увеличить штат сотрудников. Оживление экономики – верный признак предстоящего повышения спроса на углеводороды и в первую очередь на нефть. Последние прогнозы в большинстве своем сходятся на том, что до конца нынешнего года цена на "черное золото" не опустится ниже 26 $/баррель. Такая уверенность во многом объясняется тем, что ожидание очередной "Бури в пустыне" будет держать рынок в состоянии настороженности по меньшей мере до фактического начала боевых действий.

Одним словом, говорить о возможности скорого удешевления нефти в мире пока не приходится. На этом фоне несколько странным видится вчерашнее решение руководства ОПЕК обратиться к независимым экспортерам (Россия, Норвегия, Мексика) с предложением продлить срок ограничения поставок, установленный в начале этого года. Так, ОПЕК на конференции в Вене, назначенной на 26 июня, намерена обратиться к России и Норвегии с предложением продлить действие решения о сокращении объемов экспорта нефти на 150 тыс. баррелей/сутки. Для этого 20-21 июня руководство нефтяного картеля намерено провести в Вене переговоры с делегациями России и Норвегии, а также Мексики и Омана. Основным аргументом ОПЕК в обоснование данного предложения остается все тот же довод, согласно которому выход нефтедобытчиков из режима ограничений приведет к обвалу рынка.

Как мы уже говорили выше, это решение видится странным, учитывая достаточно оптимистические прогнозы мировых нефтяных цен, а также многочисленные нарушения собственных обязательств самими странами ОПЕК. По разным оценкам, только в апреле экспорт нефти странами картеля превышал установленные квоты на 900-1100 тыс. баррелей/сутки, при том, что нарушения со стороны независимых экспортеров были куда менее значительными.

Таким образом, похоже, что нефтяные шейхи из ОПЕК преследуют сегодня свои цели, а не просто опасаются за стабильность мировых цен, которые пока и не намереваются падать.

По всей видимости, ключевые члены картеля озабочены попытками основных потребителей "черного золота" (прежде всего США) избавиться от своей зависимости от ОПЕКовской нефти. Очень показательным является в этом плане усиленное "подогревание" известной идеи превращения России в основного поставщика нефти в США. Конечно, на деле ее реализация выглядит мало реальной. Российская нефть для Америки всегда будет выходить дороже ОПЕКовской из-за стоимости транспортировки. Тем не менее, сомнения будут верны лишь до той поры, пока те же арабские поставщики вдруг не примут решения прибегнуть, например, к эмбарго. Конечно, в современных условиях вероятность такого эмбарго не столь велика, по сравнению с семидесятыми годами, однако весьма вероятная война в Ираке чревата самыми различными неожиданностями. Америку в ее рассуждениях о нефтяном сотрудничестве с Россией, конечно же, не стоит воспринимать буквально, но бесспорно то, что она дает понять нефтяному миру, что серьезно задумывается о диверсификации своих закупок.

Такая активность американцев, старающихся накануне "иракской кампании" стать максимально независимыми от арабской нефти, не может не беспокоить шейхов из ОПЕК. Понятно, что в случае успеха США в их начинании роль и влияние как всего картеля, так и отдельных его членов будет снижена до минимума. Более других этим обеспокоена Саудовская Аравия, являющаяся главным нефтяным игроком и "центровым" членом ОПЕК. Сегодня эта страна, экономика которой полностью зависит от нефтяного экспорта, испытывает достаточно серьезные внутренние проблемы социально-экономического плана. Будучи крупнейшим поставщиком США, она вынуждена балансировать между экономическими интересами и настроениями собственного населения. В стране достаточно сильны происламские настроения, и в случае продолжающейся поддержки правящей династией интересов США это может привести к серьезным социально-политическим последствиям. С другой стороны, саудовские власти не могут в полной мере идти на поводу у собственного населения, не чуждого фундаменталистских идей. Ухудшение отношений с США (инициирование, или поддержка нефтяного эмбарго) приведет к сокращению поступлений от экспорта нефти и коллапсу экономики. Следствием тому станет, опять же, народное возмущение и вероятное смещение правящей династии.

Таким образом, у арабских нефтяных шейхов остается один выход – любой ценой сохранить все как есть, не допустив диверсификации источников закупок нефти США. По всей видимости, именно поэтому ОПЕК столь старательно обхаживает независимых экспортеров, настойчиво рекомендуя им не спешить с проявлениями излишней самостоятельности.

В данной ситуации возрастает роль и значимость России, являющейся одним из крупнейших нефтеэкспортеров. Она получает значительные преимущества в отношениях с США, так как имеет возможность при желании и необходимости подыгрывать последним в их пикировках с нефтяными шейхами. Одним словом, "перетягивание" независимых экспортеров – и прежде всего России – между США и арабским нефтяным миром продолжается. Остается только надеяться на то, что Россия сможет извлечь из этого максимальную политическую и экономическую пользу.

Выбор читателей