Буш вступит всех нас в НАТО

Три глобальных вопроса – судьба ПРО, сокращение арсеналов ядерного оружия и интеграция России в НАТО – по мере их решения способны вдохнуть во внешнеполитической курс Москвы невиданную прежде новизну

Президент России разъяснил озабоченным почвенникам, что Россия как не собиралась вступать в НАТО, так и не собирается. Даже несмотря на то, что туда стремятся все наши союзники по СНГ (включая Украину, с президентом которой вчера Владимир Путин вел переговоры, и Армению, названную им на днях "приоритетным стратегическим союзником"). Даже несмотря на историческое решение о тесном взаимодействии России с Североатлантическим блоком в рамках борьбы с международным терроризмом и прочими "общими вопросами". Даже невзирая на готовность президента Буша видеть Россию в этом блоке. Во всяком случае, Белый дом вчера, отвечая на вопрос о возможности вступления России в НАТО, заявил: "Со временем это может быть рассмотрено. Все будет зависеть от сотрудничества, от событий".

Интеграция России и Североатлантического блока, апогеем которой может стать скорое подписание документа о создании Совета Россия – НАТО, событие в первую очередь концептуальное. Недаром редакционные колонки западных СМИ наполнены рассуждениями об "уроках холодной войны", которая, стало быть, уже закончена. В тени стратегического решения, делающего сближение России и Запада все более необратимым, остается тактический момент: согласие о сближении с НАТО достигнуто аккурат накануне визита в нашу страну Дж.Буша. Многие полагают, что значение этого предстоящего визита будет важнее, чем суть пунктов, содержащихся в подписанных в ходе него соглашений. Россия как бы оформляет прочный стратегический альянс с США, альянс, днем отсчета которого может по праву считаться 11 сентября. Три глобальных вопроса – судьба ПРО, сокращение арсеналов ядерного оружия и интеграция России в НАТО – по мере их полного или хотя бы частичного решения способны вдохнуть во внешнеполитической курс Москвы невиданную прежде новизну.

Промежуточный итог на сегодняшний день сводится приблизительно к следующему. Во-первых, США и Россия точно сократят количество ядерных боеголовок, доведя их число до 1700-2200 с каждой из сторон (против 7 тыс., находящихся на вооружении сейчас). Плюсы: смертоносного оружия становится меньше. Минус: нет уверенности, что снятые с вооружения боезаряды будут уничтожены, а не осядут "на всякий случай" на стратегических складах.

Во-вторых, Россия интегрируется в НАТО, при этом главные участники альянса, США и Великобритания, фактически инициируют этот процесс. Плюсы: Россия получает некоторую возможность "вязать" те решения НАТО, которые ей не по душе. Конечно, ни о какой полноценной оппозиции речь пока не идет: стратегические вопросы, касающиеся войны и мира, как решали 19 государств без России, так и будут решать. Однако беспрецедентно высокий статус Москвы в качестве партнера Альянса может утяжелить всю структуру в целом, и без того бюрократизированную сверх меры. Минусы: Россия более не сможет настаивать на интеграции в НАТО других стран СНГ, в первую очередь Украины. Кроме того, наиболее консервативная часть армейской верхушки так или иначе обнаружит недовольство нововведениями. Левые также не преминут усилить риторику об "антинародном прозападном режиме", что в какой-то степени (но не сильно) скажется на общей политической стабильности в стране.

Наконец, в-третьих, договор по ПРО, из которого США скорее всего выйдут уже 14 июня, потенциально может вызвать гонку вооружений, для участия в которой у России нет достаточного экономического потенциала. Но случится это (если случится) не скоро: для этого должны серьезно постараться Индия, Пакистан, Иран, Северная Корея, Ирак и прочие "изгои" и не совсем "изгои", кто уже обладает атомом или на подходе к этому. Белый же дом уже дал понять, что предложит Москве сотрудничество в рамках своей программы противоракетной обороны. Известие это исходило от анонимного источника американской администрации, однако есть все основания ему верить. Более того: Россия, возможно, уже согласилась с предложением Вашингтона. Вчера министр обороны Сергей Иванов заявил, что американская национальная противоракетная оборона – система "еще виртуальная, а не реальная, поэтому мы дождемся ее реального воплощения в жизнь и тогда уже будем решать относительно достойного ответа". Как выразился министр, "мы реагируем всегда на реальные, а не виртуальные действия". Применительно к министру обороны – слова почти примиряющие. Кроме того, высказывание Иванова грешит нелогичностью: в тот момент, когда система будет задействована, любые контрмеры уже явно запоздают, если только речь не идет о гениальном по своей технической простоте ответе (помните "ящик с гвоздями" Горбачева?). Иванов предлагает не делать трагедии – и правильно: уже ничего не изменишь. Зато, своевременно поддавшись, можно извлечь выгоду – чем не философия дзюдо, коим с блеском владеет президент России?

Таким образом, триединая задача России с умом вписаться в глобальную политику имеет все шансы быть реализованной. И если после майской встречи в верхах по трем указанным направлениям все сложится гладко, то восклицание "Рубикон пройден!" будет вполне уместно.

Выбор читателей