Хроника пикирующего Касьянова

Чем бы ни закончилось противостояние правительства и президента относительно темпов экономического роста, это не приведет к реальным изменениям в экономическом развитии государства

Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели. Бесспорно, наиболее интересным событием прошедшей недели стало выступление российского премьера в Государственной думе, посвященное социально-экономическому положению в стране. Несмотря на формально рутинный характер данного мероприятия, к нему было приковано широкое внимание наблюдателей. Это не удивительно, так как все прекрасно понимали, что именно здесь, в Думе, должна была разрешиться крупнейшая за весь постельцинский период правительственная интрига, завязавшаяся вокруг кабинета Михаила Касьянова.

Как известно, некоторое время назад президент обвинил нынешнее правительство в "недостаточной амбициозности", настоятельно рекомендовав еще раз как следует подумать относительно прогнозов темпов экономического роста. Заданные в среднесрочных сценарных условиях развития экономики темпы роста ВВП в 3,5–4,5% в год его уже не удовлетворяют. "Подобные темпы развития не гарантируют уменьшения разрыва между Россией и основными индустриально развитыми государствами мира", – заявил глава государства.

Недовольство президента можно понять. Действительно, по расчетам экспертов, для того чтобы российская экономика начала догонять экономики развитых стран, ей необходимо ежегодно расти на 6-8%. Более того, первый президентский срок перевалил через экватор, а это значит, что пришло время задуматься о предстоящих выборах. Тут-то на память приходят предвыборные обещания нынешнего главы государства, где звучали цифры в 8-10% ежегодного прироста ВВП. Понятно, что столь смелые обещания делались тогда, когда под действием эффекта девальвации и на фоне благоприятной мировой конъюнктуры экономика находилась в фазе активного роса. Вместе с тем, слово – не воробей, тем более слово президента. Однако вместо высоких и устойчивых "президентских процентов" мы увидели снижение темпов роста с 9 до 3,5% в этом году.

Однако в ответ на отнюдь не прозрачный намек президента "добавить амбициозности" премьер фактически ответил отказом. Такой вывод напрашивается по результатам выступления Михаила Касьянова в Госдуме.

По словам премьера, в ближайшее время в экономике "никаких прорывов не будет, прорывы всегда грозят ошибками". Слова более чем резкие, ибо звучат они явным диссонансом тому, что было сказано президентом незадолго до этого.

Здесь, пожалуй, заключена главная интрига сложившейся ситуации. Премьер не поспешил "брать под козырек" и не бросился менять цифры – он продемонстрировал собственную позицию, которой, по всей видимости, намерен придерживаться и далее.

Речь, конечно, не идет о прямом игнорировании требования президента; за день до выступления Касьянова в Думе глава Минэкономразвития Герман Греф заявил о внесении изменений в сценарные условия социально-экономического развития России на 2003-2005 гг. При этом параметры экономического роста, столь волнующие президента, уточнены "на десятые доли процента в сторону повышения". Так, в следующем году при пессимистическом и оптимистическом сценариях рост ВВП оценивается в 3,4% (ранее – 3,2%) и 4,4% (ранее – 3,7%) соответственно. Однако незначительный порядок расчетных изменений указывает на то, что правительство не намерено брать на себя больше, чем может обеспечить реально.

Надо отдать должное Касьянову – он открыто оппонирует президенту, говоря о том, что в нынешней ситуации необходимо делать упор на структурные изменения, а не на максимальное вытягивание темпов роста. "Мы прошли период, когда отдельные элементы, такие как внешнеэкономическая конъюнктура или сильная девальвация, предопределяли развитие страны. Темпы экономического роста в России сейчас определяются уже не какими-то отдельными мерами... Как только структурные реформы начнут давать результаты... мы будем накапливать кирпичи в фундамент дальнейшего экономического роста", – замечает премьер.

Итак, Касьянов пошел ва-банк: фактически отклонив требования главы государства, он стоит на своем, намекая еще при этом на некоторую недостаточность действий со стороны самого президента. Дело в том, что структурные реформы нельзя рассматривать в контексте одного только правительства. По сути, кабинет министров является техническим инструментом, призванным реализовывать стратегии, разработанные на иных уровнях. Задачи системного характера (различного рода реформы в правовой, налоговой, судебной сферах), необходимые России на данном этапе, должны исходить от президентских или (отчасти) парламентских структур. Касьянов дал понять, что свой объем работы в данных конкретных условиях и в силу имеющихся возможностей и полномочий правительство выполнило. Что же касается перехода экономики на новый качественный уровень, здесь нужны системные изменения, осуществление которых требует несколько больших усилий, нежели просто компетентные действия правительства.

Тут весьма показателен пример США, часто приводимый многими экспертами. Придя к власти в тот момент, когда страна испытывала значительные экономические трудности, Дж.Буш заявил об ощутимом снижении налогов, назвав вполне конкретные цифры и сроки исполнения, а также об увеличении военных расходов. То есть "амбициозные задачи" были поставлены самим президентом, а уж их реализация легла на плечи правительственных структур и ФРС. В России же президент и его окружение так и не явили на свет ничего "амбициозного", а главное – конкретного.

Однако вернемся к премьеру. Трудно сказать, чем и когда закончатся его нынешние пикировки с главой государства. В силу объективных причин трудно поверить в то, что публичная демонстрация им собственной самостоятельности и фактическое игнорирование президентских "наказов" не будет иметь последствий. Многие эксперты ожидали, что чрезмерная самостоятельность Касьянова будет стоить ему премьерства. Тем не менее, президент пока молчит.

Как известно, желая не "перегревать" ситуацию, Касьянов поспешил заявить, что окончательные цифры по экономическому росту станут известны не раньше середины лета, когда прояснится ситуация со следующим бюджетом. Таким образом, пока "партия отложена" и можно с уверенностью говорить, что до наступления этого времени премьеру и правительству практически ничего не угрожает. Дальнейшее будет зависеть от того, останется ли глава кабмина на занимаемой позиции или решит пойти на попятный. В первом случае (что более вероятно) кадровые решения становятся весьма вероятными – вряд ли президент простит кому-то столь демонстративное неповиновение. Возможен, конечно, и промежуточный вариант, ибо с новой кандидатурой на кресло премьера могут возникнуть проблемы. В этом случае "в жертву" принесут кого-нибудь из "недостаточно амбициозных" представителей "экономического блока" правительства.

Но основная беда в том, что за всеми нынешними политическими пикировками и выяснениями иерархических отношений общая ситуация остается неизменной. Реальных экономических "амбиций" никто не проявлял и проявлять не собирается. Уткнувшись в необходимость системных изменений, российская политико-экономическая машина начала пробуксовывать. До сиих пор никто не так и не назвал основных направлений экономического "прорыва", тех отраслей и областей экономики, которые должны стать локомотивами восстановления. Здесь нельзя не согласиться с расхожим мнением, что основная беда России – в ее богатстве. Благоприятная конъюнктура сырьевых рынков стала усыпляющим средством для руководства страны, сделавшей мерилом экономического благополучия мировые цены на сырье. Политическая возня во властных структурах, меряющихся собственными амбициями, в сегодняшних условиях не оказывает никакого воздействия на экономическую ситуацию. И чем бы ни закончилось нынешнее противостояние правительства и президента, это не приведет к реальным изменениям в экономическом развитии государства.

С новой рабочей неделей, господа.

Выбор читателей