Буш едет в Москву менять кур на вэники

Тридцать лет назад из СССР не выпускали евреев. За это Россию до сих пор считают страной с нерыночной экономикой. Куры идут в обмен на политические условия. Президенты обмениваются уступками – кто больше

В истории отношений между Москвой и Вашингтоном существует немало абсурдных фактов. Таким, например, можно назвать дело с поправкой Джексона – Вэника, регулирующей торговые отношения Америки со странами бывшего СССР. Предыстория: поправка введена в 1974 году, чтобы создать точку давления на страны, практикующие антисемитизм и препятствующие эмиграции граждан. С тех пор утекло много воды, советские республики превратились в самостоятельные государства, эмигрировать из нашей страны теперь не составляет труда (лишь бы "там" приняли). А злополучная поправка по-прежнему действует, ограничивая право России и других республик СНГ торговать с западными партнерами.

Уже два года тянется обсуждение вопроса, на каких условиях будут отменены ограничения, наложенные на нас почти тридцать лет назад. По идее, они должны были исчезнуть автоматически, после того как перестали существовать реалии советской действительности. Но Вашингтон под разными предлогами откладывает отмену действия поправки. Сегодня ряд сенаторов-демократов снова заблокировал попытку Джорджа Буша освободить Россию от наказания, наложенного на СССР. На этот раз, как следовало ожидать, конгрессмены завязали вопрос на проблему с поставками курятины из США. Дескать, пока американским окорочкам не дадут "зеленую дорогу", на хорошие торговые отношения рассчитывать не стоит.

Условие сформулировано представителями комитета по иностранным делам Сената США. Слово сенаторов – почти закон для Палаты представителей, и теперь преодолеть давление демократов Бушу будет нелегко. Одной из причин, вызвавших запрет, называют намерение демократов, контролирующих комитет, причинить лишнюю неприятность республиканцу – хозяину Белого дома. Судьбу поправки Джексона – Вэника американский президент собирался обсудить с Владимиром Путиным в ходе визита в Москву. Однако уже во время путешествия в Москву оказалось, что по этому поводу ничего нового сказать Джордж Буш не может: поправка Джексона – Вэника остается в силе.

И не то чтобы сами ограничения, действующие по отношению к нашей стране и другим республикам бывшего СССР, мешали российским производителям торговать с Западом. Конечно, в свое время эта юридическая загвоздка доставила немало неприятностей советскому государству. Но для современного государства – Российской Федерации – причиняемый ею ущерб гораздо меньше.

Однако текст поправки регламентирует применение ограничительных мер именно к странам с "нерыночной" экономикой (каковым, собственно, в те времена, в 1974 году, и был Советский Союз). Тот факт, что американцы не снимают "наказания", лишний раз подчеркивает "нерыночность" российской экономики, нанося ущерб ее престижу и инвестиционной привлекательности.

Получается, что в ходе встречи двух президентов будет обсуждаться вопрос о количестве уступок, на которые пойдут обе стороны. Так, Джордж Буш мог бы объявить о рыночном статусе России и в обход пресловутой поправки – своим решением. Однако он уже сделал уступку, согласившись на резкое сокращение ядерных потенциалов США. Поэтому в обмен на отмену поправки и признание нашей страны "рыночной" американский президент будет давить на принятие положительного решения по птичьему мясу. С другой стороны, Америка могла бы и сделать широкий жест, "подарив" Москве отмену поправки в качестве вознаграждения за сотрудничество в борьбе с терроризмом. Складывается впечатление, что сам Буш был готов так поступить, но его противники в Вашингтоне делать России какие-либо жесты не захотели.

Напомним, с 10 марта российское правительство ввело запрет на импорт "ножек Буша". Причина – неудовлетворительное качество ввозимого мяса. Поворчав, американцы согласились признать правоту требований российских ветеринаров, и сейчас уже полный запрет на импорт снят. Однако полностью проблема до сих пор не решена.

Кстати, с точки зрения российской стороны, соблюдение ветеринарных требований является "не экономической и не политической, а технической проблемой". Но так сложилось: между США и Россией любая деталь может стать инструментом политического давления.

Выбор читателей