Запад позарился на российские пенсии

В России открывается первый пенсионный фонд с иностранным капиталом. Запад одобрил российскую пенсионную реформу и готов побороться за средства, отложенные россиянами на старость

Российская экономика, к сожалению, в изрядной степени зависит от того, будут ли вкладывать в нее средства иностранные компании. То есть, каким окажется так называемый "инвестиционный климат" в нашей стране. До сих пор мнение потенциальных инвесторов о проводимых в России реформах было скорее негативным . Тем более неожиданным оказался тот факт, что Запад видит и положительные стороны в проводимых российским правительством реформах.

Речь идет о пенсионном накоплении средств. Как известно, 17 мая правительство одобрило новую редакцию закона "О негосударственных пенсионных фондах (НПФ)", на 80% отличающуюся от старой, отражающей существующее положение дел в той сфере. Предположения, которые строились относительно текста закона , оказались, по сути, верны.

Вкратце напомню основные изменения в положении о негосударственном пенсионном накоплении средств. Если Дума примет законопроект, НПФ обяжут пройти суровый отбор, после которого, как можно думать, с рынка уйдет две трети пенсионных фондов. Критерии, определяющие право управлять пенсионными сборами, таковы: богатство фонда (с 2005 года размер уставного капитала должен составлять не менее 50 млн руб.), опыт работы с именными вкладами не менее 5 лет и подписание договора доверительного управления с Пенсионным фондом России (ПФР). Тем компаниям, которые окажутся достойными принять на себя груз пенсионных дел, государство позволит участвовать в системе обязательного пенсионного страхования.

Большинство НПФ, зарегистрированных сейчас в России, не обладают необходимым опытом и капиталом, чтобы пройти государственный отсев и удовлетворить требованиям ПФР. Следовательно, после принятия законопроекта многие уйдут, и в пенсионной отрасли образуется некоторое условно-свободное пространство, которое станет лакомым кусочком для потенциальных конкурентов.

Объемы средств, поступающих в управление пенсионных организаций, сравнимы по величине с третью всего бюджета страны. Так что сфера негосударственного пенсионного обеспечения сейчас получает совершенно иную значимость для крупного капитала, способного инвестировать в фонды достаточное количество денег. Если раньше НПФ довольствовались крохами, поступающими от добровольных вкладов отдельных предприятий, то теперь правительство, по сути, допустило их ко всему "золотому мешку" обязательных накоплений "на старость".

Неудивительно, что подобное развитие дел заинтересовало западных инвесторов. Первая ласточка уже есть: крупнейший в Европе оператор по управлению пенсионными средствами, ING, собирается создать первый в нашей стране негосударственный пенсионный фонд со 100%-ным иностранным капиталом. В пятницу представители ING сообщили, что рассматривают "инвестиционный климат в России" как благоприятный. Решение ING напрямую связано с российской пенсионной реформой. Глава небанковского департамента ИНГ Банка Александр Лоренс полностью одобрил ее, заявив, что "это крупнейшая международная реформа". Фонд уже зарегистрирован как юридическое лицо и в ближайшее время ожидает получения лицензии.

Что ж, западные банки обладают необходимым опытом и могут гарантировать вклады величиной своего капитала. Кроме того, в глазах российского обывателя, который теперь сможет самостоятельно определять "страхового пенсионного агента", иностранцы традиционно обладают большим доверием: слишком часто наши граждане теряли свои кровные с помощью российских кредитных организаций. Поэтому можно прогнозировать, что иностранные представительства получат в сфере обязательного пенсионного обеспечения изрядное преимущество по сравнению с отечественными фондами. Вроде все правильно: западные представители способны обеспечить безопасность вкладов, им и карты в руки. Но за державу обидно: к сожалению, на российской земле лучше всего могут зарабатывать иностранцы.

Выбор читателей