Боязливых школьников поркой не вылечить

Боязнь идти в школу – это очень распространенное проявление более сложной проблемы, во многом проистекающей из отношения к ребенку окружающих и на это же отношение замыкающейся

Джемме 11 лет. Получив травму ребра, девочка не посещала школу полтора месяца и очень нервничала, думая о том, что ей придется возвращаться в класс. "Она очень сильно отстала, все друзья ушли далеко вперед, – рассказала ее мама Сара Мэйси. – Она изобретала поводы, чтобы не ходить на занятия. Потом у нее начались приступы паники, она бесконтрольно рыдала и тряслась. Мы силой заставляли ее ходить в школу..."

Проблемы коснулись не только Джеммы, но и ее родителей. Администрация школы пригрозила миссис Мэйси судом и напомнила ей о незавидной участи Патриции Амос, которая запрещала своим детям ходить в школу и получила за это приличный срок. Но миссис Мэйси и не думала запрещать Джемме появляться в школе. "Это не прогулы. У Джеммы настоящее заболевание".

"Школьная фобия" – таков был диагноз врача, который немедленно пресек попытки местного совета по образованию вернуть девочку в школу. Для него "совершенно очевидно", что Джемма не может ходить на занятия по состоянию здоровья. Теперь миссис Мэйси придется перевести дочь в специальное отделение для больных школьной фобией, где лечат детей, которые боятся посещать уроки.

Боязнь идти в школу – это очень распространенное проявление более сложной проблемы, во многом проистекающей из отношения к ребенку окружающих и на это же отношение замыкающейся. Возникает порочный круг: ребенок сталкивается с трудностями в общении с учителями или сверстниками (чаще всего и то, и другое), эти столкновения мало-помалу приводят к развитию фобии, после чего всё становится прямо наоборот: уже не отношения влияют на состояние, а состояние на отношения.

Одна из самых распространенных причин возникновения школьной фобии – насмешки одноклассников. Известен случай, когда ребенок отказался ходить в школу после того, как уронил поднос с ленчем в школьном кафетерии. Стыдясь своей неловкости, он боялся показаться на глаза одноклассникам, и этот страх перерос в настоящую панику.

Подобные проблемы начинаются порой на самой неожиданной почве. Иногда "белой вороной", подвергающейся нападкам, может оказаться... троечник, выбившийся в отличники. Так, например, случилось со второклассником Тарасом Л., который во время летних каникул много занимался математикой и настолько преуспел в этом, что осенью дети начали дразнить не в меру умного одноклассника. В то же время учительница, стремясь поддержать Тараса, начала постоянно ставить его в пример другим и, сама того не желая, сделала мальчика настоящим изгоем. Тарас отказался ходить в школу, а борьба его родителей за дисциплину привела к нарушению у него речи и мимики.

А вот пример того, как страх у ребенка может возникнуть задолго до наступления самих событий. Семилетняя Катя, несмотря на всю свою любознательность и интерес к занятиям, отказалась ходить в школу еще даже не будучи первоклассницей. Ее старший брат, отношения которого со сверстниками были далеко не безоблачными, много рассказывал ей о школьной жизни и в конце концов сформировал у сестренки вполне недвусмысленную неприязнь к школьным стенам.

На формирование подобного рода фобий иногда влияют и учителя. Мама первоклассницы, позвонившая по телефону доверия, рассказала психологам, что учительница ее дочери очень сдержанная и строгая. Девочка решила, что на нее за что-то сердятся, и отказалась посещать занятия. Как правило, подобные ситуации возникают вследствие неопытности детей в общении с окружающими. Ребенок, никогда не посещавший ни ясли, ни детский сад, адаптируется к школьным условиям гораздо хуже своего "умудренного" садиком сверстника.

Но было бы нелепо обвинять в школьной фобии исключительно одноклассников и учителей. Страх идти в школу могут спровоцировать сами родители, в особенности те, кто предъявляет к ребенку чересчур высокие требования. Так, четырнадцатилетний подросток, которого в детстве отец жестоко наказывал за малейшую школьную провинность, подходя к школе, начинал испытывать панический страх, у него усиливалось сердцебиение, дрожали руки, выступал холодный пот... Преодолеть панику самостоятельно не удалось, понадобились врачи.

Раздражительность, нервозность, агрессивность, плаксивость – все эти признаки в комплексе дают основание заподозрить у ребенка развитие школьной фобии. Чем быстрее в этом случае родители обращаются к врачу, тем легче выявить истинные причины заболевания и устранить проблему. Иногда приходится менять школу, часто достаточно поставить учителя в известность о некоторых особенностях характера ребенка, порой приходится пересмотреть собственное поведение. Однако здоровая психика дочки или сына, согласитесь, стоит того, чтобы что-то изменить в их жизни.

Выбор читателей