Версальские страсти: аморалка вповалку

Будь "История с ожерельем" дотошней, получился бы дворцовый путеводитель в духе экскурсий Радзинского. Будь она чуточку остроумнее, вышла бы притча о политическом пиаре а-ля "Хвост машет собакой". Ан нет

История с ожерельем (The Affair of the Necklace)
США, 2001
Режиссер: Чарльз Шаер
В ролях: Хилари Суонк, Джонатан Прайс, Саймон Бейкер, Кристофер Уокен


В Версале всё красиво. Мушки – угольные, груди – персиками, импозантные мужчины в париках расшаркиваются перед барышнями в корсетах. И только придворная замухрышка Жанна де ля Мот-Валуа (Суонк) нарушает всеобщую гармонию, бухнувшись в показушный обморок у ног королевы Марии-Антуанетты (Ричардсон). Потому что когда-то у замухрышки отняли родовое поместье, и теперь она во что бы то ни стало пытается жилплощадь вернуть.

Для этого Жанна готова вытерпеть многое: насмешки, унижения, спектакли на великосветских приемах. Готова спать с популярным при дворе жиголо (Бейкер), сколотив с полюбовником бригаду вполне себе бендеровских аферистов. Готова нагреть на миллион франков кардинала всея Франции, выкупив его силами аляповатое брильянтовое ожерелье. Наконец, она согласна опорочить, пусть и непреднамеренно, доброе имя королевы. И, в конечном счете, отправить Марию-Антуанетту на эшафот.

"История с ожерельем" – фильм на фоне обычного репертуара российских прокатчиков достаточно неожиданный. Такие картины – обильно напудренные, монотонные, ковыляющие на источенных от частого употребления костылях французской истории – показывают вечерами по центральному ТВ или на хоум-видео, но только не в кинозалах.

Дети на "Историю" не пойдут – скучно. Там нет ни разудалого экшена из "Мушкетера", ни знаменитостей из "Человека в маске", ни жизнерадостного "пара-пара-парадуемся" и – тыгыдым-тыгыдым! – скачек на верном коне со шпагой наперевес. Взрослые на "Историю" не пойдут – тоже скучно, напрочь отсутствуют и пикантные отношения, и национальное шерше ля фам. При этом фильм не самый плохой, хотя и не без странностей. И вот почему:

1. "История" – фильм практически исторический: все демонстрируемые паскудства Жанна проделывала в действительности. Катавасия с ожерельем – реальный исторический факт, который, должно быть, изучают французские десятиклассники. Оскорбленная женщина, брильянтовое ожерелье весом 2800 карат, афера в лучших традициях авантюрных романов, суд и гильотина для королевы существовали на самом деле, против этого не попрешь. Другое дело – интерпретация: тут режиссер Чарльз Шаер честно предупреждает, что история вообще-то темная и трактовок у нее множество. Предлагаемая версия – лишь одна из многих.

2. "История" – фильм богатый и пышный, изобилующий роскошью в классическом ее понимании. Сцены в Версале снимались, натурально, в Версале. А номинация на "Оскар" в категории "Лучший дизайн костюмов" говорит сама за себя: глаз – радуется. По крайней мере до тех пор, пока бально-маскарадная эстетика не примелькается окончательно.

3. "Истории" повезло с кастингом, хотя дело не в густом скоплении достойных актеров. И дамы, и кавалеры тут вполне секси, но привлекательность их странным образом граничит с уродством – совсем как, например, у Караченцова. Хилари Суонк, два года назад сменившая пол на "Оскар" в шокирующем "Парни не плачут", здесь снова по-мальчишески угловата, но очень отчего-то желанна. Ну а в тот самый момент, когда начинаешь жалеть об отсутствии Джона Малковича, в кадре появляется усатый (!) Кристофер Уокен, в повествовании почти не участвующий, но его, безусловно, украшающий. Эдакий special guest star.

4. Наконец, в "Истории" немало скользких (и тем любопытных) моментов, за которые, будь я министром культуры Франции, стоило бы прокат поприжать. Так, аристократия поголовно погрязла в гомосексуализме и аморалке. А лучшая сцена фильма выпукло дискредитирует кардинала: крупный церковный сановник требовательно подталкивает атласную подушку к ногам Жанны де ля Мот-Валуа и требует молитву-минет.

Всё остальное – очевидный пассив. И обидная недосказанность – фильм похож на так и не раскрывшийся бутон. И то, что авторы не заостряют внимание на исторически достоверных деталях. И общая неравномерность повествования – "История" отбрасывает надкусанные было сюжеты, как ракета-носитель ступени с отработанным топливом. Недолго думая, из одной "Истории" можно было соорудить сразу три крепких сценария – 1. драму о целеустремленной женщине, испорченной квартирным вопросом; 2. шаловливую авантюрную комедию об ограблении кардинала; 3. мощный историко-политический триллер о низвержении монархии.

Изъяны ленты видны без микроскопа. Будь "История" дотошней, получился бы приличный дворцовый путеводитель в духе экскурсий Радзинского: что-нибудь про общую спальню, их нравы и двенадцать ножей в спину французской революции. Будь она чуточку остроумнее – вышла бы симпатичная притча о политическом пиаре а-ля "Хвост машет собакой". Однако эта "История" не то чтобы безнадежно скучна, а пуста эмоционально: неохота ни зевать, ни аплодировать.

Ну, и кроме того, страна интриг и королей, как муха в янтаре застывшая в восемнадцатом веке, давно приелась. Куда занимательнее другая Франция – родина Ле Пена, "Дюрекса" и сигарет "Голуаз". Покажите нам ее!


Смотрите с 14 июня в кинотеатрах Москвы.

Выбор читателей