России велено забыть про Португалию

Судя по правительственным прогнозам, в течение ближайших лет наша страна обречена на невысокие темпы экономического роста, зависящие от мировых топливно-сырьевых рынков

Центральным событием прошедшей недели стало рассмотрение правительством очередного бюджета и бюджетных прогнозов на среднесрочную перспективу. Сразу заметим, что подобный подход с более долгосрочным планированием бюджетной политики следует только приветствовать. Повышенное внимание к среднесрочному планированию сегодня говорит о том, что в экономике появилась наконец некая стабильность, позволяющая правительству заглядывать вперед и строить планы, не ограничивающиеся одним годом. По крайней мере, в теории.

Согласно прогнозам, ожидается, что доходы и расходы федерального бюджета плавно снизятся в процентном отношении к ВВП. Так, например, если в текущем году ожидается, что доходы составят 19,8% ВВП, то к 2005 г. они должны снизиться до 18,1% ВВП. Что касается бюджетных расходов, то они уменьшатся с 18,2% ВВП в 2002 г. до 17,0% ВВП в 2004 г. и до 16,5% ВВП в 2005 г.

Говоря о среднесрочных бюджетных планах, следует упомянуть о прогнозах валютного курса и инфляции. Именно эти показатели в значительной степени будут определять социально-потребительские настроения российского населения в обозначенные годы. В 2003 г. среднегодовой курс американского доллара, предположительно, составит 34,00 руб./$. В 2004 г. этот показатель ожидается на уровне 35,80 руб./$, в 2005 г. – 36,70 руб./$.

Что касается инфляции, то по бюджетному прогнозу в 2003 г. она составит 10-12%, в 2004 г. – 8-10%, а в 2005 г. – 6-8%.

Отметим интересный факт: Минфин намерен заметно сократить темпы обесценивания рубля, фактически ратуя за постепенное укрепление национальной валюты. Такое положение дел говорит о том, что правительство в своих прогнозах особо не рассчитывает на высокие темпы роста экономики, делая ставку на фиксацию нынешнего состояния дел. Укрепление же рубля в современных российских условиях никак не может способствовать ускорению роста ВВП. Сравнительно невысокую планку по экономическому росту предполагает и сам Минфин, по прогнозам которого прирост экономики к 2005 г. может достигнуть максимум 5%. Средние годовые темпы экономического роста, по словам Германа Грефа, ожидаются на уровне от 3,4 до 4,4%. Никакой "амбициозностью", заметим, от этих цифр и не пахнет.

Зато более чем амбициозно выглядит ориентировочная средняя цена российской нефти на следующий год. Как известно, исходя из сырьевого уклада экономики РФ именно мировая цена "черного золота" является важнейшим условием исполнения бюджета страны. Так, в следующем году, по расчетам авторов главного финансового документа, средняя цена российской нефти Urals составит 21,5$/баррель, а экспортные пошлины на сырую нефть, соответственно, будут определяться исходя из ставки $16,6 за тонну.

Это одно из самых слабых и "скользких" мест всего бюджетного прогноза. Мировая конъюнктура нефтяного рынка сегодня весьма неустойчива и противоречива. В частности, по-прежнему неопределенной остается ситуация с восстановлением экономики США, а вместе с ней и экономик других развитых стран. Это непосредственным образом влияет на нефтяной рынок, продолжая держать его в состоянии полной неопределенности. Пока нет никаких гарантий того, что со второго полугодия на рынке снова не возобладает тенденция к снижению нефтяных цен. Провал их в следующем году до 18-19$/баррель имеет вероятность, близкую к прогнозам средней цены, отраженной в бюджете.

Итак, суммируя сказанное, можно согласиться со многими наблюдателями в том, что бюджетный прогноз сбалансирован и действительно подчеркивает определенный уровень экономической стабильности, что свойственно рядовой экспортно-сырьевой экономике. Вместе с тем, он же подчеркивает и то, что как минимум в ближайшие два-три года нам не имеет смысла ждать кардинальных качественных изменений в развитии народного хозяйства, а вместе с ним и всей страны. Правительство в своих расчетах в очередной раз пляшет от сырьевой направленности экономики, напрямую завязанной на мировую конъюнктуру.

Ожидать коренных изменений, нацеленных на стимулирование обрабатывающих отраслей промышленности, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, похоже, бессмысленно. На сегодня ничто не говорит о том, что у государства имеется четкая, структурированная, согласованная и защищенная стратегия качественной перестройки экономики, уже сама по себе способная привлекать в страну инвестиции. Судя по правительственным прогнозам, в течение ближайших лет Россия обречена на невысокие темпы экономического роста, зависящие от мировых топливно-сырьевых рынков.

Зато можно не переживать за Португалию, догнать и перегнать которую так хотело российское руководство. За эти годы наше от нее экономическое отставание вряд ли сократится.

Выбор читателей