Мышеловка для капитала

Правительство не сомневается, что на его заманчивое предложение лишиться 13% своих горбом нажитых и упрятанных за бугор сбережений для узаконения остальных 87% вкладчики ответят пониманием и взаимностью

Стране нужны деньги. И не просто деньги, а инвестиции. И не просто инвестиции, а долгосрочные капиталовложения в производственный сектор, "длинные" деньги. Правительство всерьез озаботилось этой проблемой; его энтузиазм передается другим ветвям власти, банкам и даже обществу. Похоже, привлечение инвестиций становится национальной идеей России на нынешнем этапе ее истории. Этого, по крайней мере, хочет добиться правительство. Этого хотел добиться и президент, выступая на съезде Торгово-промышленной палаты. Он довольно эмоционально призывал на родину "огромные ресурсы российского происхождения", принадлежащие нашим соотечественникам и "отсиживающиеся" ныне в оффшорных зонах.

Что нужно делать, чтобы деньги в экономику рекой потекли из-за рубежа и из чулок и матрасов российских граждан? Это знают сегодня все: улучшать инвестиционный климат. Как это делать? На этот вопрос, похоже, ответ есть не у многих даже в правительстве. А деньги нужны. Поэтому возвращаемся к первому вопросу: как их привлечь? И смотрим на проблему шире, нежели только через призму инвестиционного климата.

Тут перед нами открывается бездна возможностей задействовать денежки, не отдаваясь на произвол судьбы, т.е. рыночных законов. Если страна не может занять призовые места на конкурсе инвестиционной привлекательности, можно слегка "подрумянить" ее административными мерами. Перстом указующим повернуть вспять реки утечки капитала и перекрыть деньгам пути к отступлению.

В правительстве снова и снова делают ставку на подобные не вполне рыночные механизмы. Разрешенные на вывоз суммы ограничивали, налоговые амнистии беглым денежкам объявляли, наконец, финансовую разведку учредили (чтобы отслеживать и пресекать валютные поползновения "в тень"). Все это если и помогло, то не сильно.

Теперь решили пойти на военные хитрости: выманить капитал, уже давно скрывшийся из поля зрения и осевший за бугром. Выманить и накрыть! Как сообщил прессе Алексей Волин, в правительстве разрабатывают схемы возврата в экономику страны частных вкладов, которые были открыты в зарубежных банках в начале 90-х годов. Примерный объем таких вкладов превышает 300 млрд. долларов. Причем, как отмечает представитель правительства в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах Михаил Барщевский, "огромное количество вкладов было сделано только из-за страха потерять деньги в нестабильной России в прежние годы, а также из-за несовершенства налоговой системы".

Но теперь-то Россия стабильна, как никогда, а ее налоговая система – само совершенство! Так что деньги пора возвращать – бить не будут. По крайней мере, сразу. Предлагаемая схема возврата предусматривает, что если вклад в зарубежном банке возвращается в РФ, гражданин уплачивает 13% подоходного налога с общей суммы, при этом 25% суммы, оставшейся после уплаты налога, приходит в Россию, а 75% могут остаться в зарубежном банке. По сути, предлагается очередная амнистия капиталам, только на возмездной основе.

Правительство не сомневается, что на его заманчивое предложение лишиться 13% своих горбом нажитых и упрятанных за бугор сбережений для узаконения остальных 87% вкладчики ответят пониманием и взаимностью. Ведь сегодня россияне, имеющие счета за рубежом, не могут воспользоваться своими вкладами в полной мере. FATF и прочие борцы за чистоту купюр все ближе подбираются к зарубежным активам российских граждан. Так, во Франции, Италии и Швейцарии сейчас ведется расследование дел по "отмыванию грязных русских денег", в частности, уже произведена инвентаризация собственности российских частных лиц на Лазурном берегу, шестеро человек арестованы. Так что путинское "замучаетесь пыль глотать, бегая по судам..." звучит вовсе не как пустая угроза непатриотичным бизнесменам.

Впрочем, подсчитано, что даже если сознательных, законопослушных и патриотичных вкладчиков окажется не более трети, то реализация правительственной схемы увеличит поступления в российский бюджет на 18,5%, а инвестиции в экономику России – на 25%. Очень своевременное предложение, поскольку бюджет начинает трещать по швам, а инвестиции по-прежнему заставляют себя ждать.

Как считает Михаил Барщевский, у предложенной схемы нет минусов, поскольку однажды объявленную амнистию отменить будет нельзя и легализация денег гарантирована. К тому же, хоть предлагаемая амнистия и административная мера, но она, по крайней мере, не носит принудительного характера для обладателей дензнаков. Не хочешь – не возвращай, будешь пыль глотать.

А вот другое предложение в том же ключе ("стране нужны деньги!") можно назвать просто посягательством на права граждан-вкладчиков. Речь идет об идее первого заместителя председателя Центробанка Андрея Козлова, высказанной им на XIII съезде Ассоциации российских банков. По словам Козлова, ЦБ считает, что следует ввести запрет на досрочное изъятие вкладов населения из банков, то есть, отменить вклады до востребования. Дескать, это предложение "ряда банков", и ЦБ всего лишь поддерживает многочисленные просьбы трудящихся на финансовой ниве. Предполагается, что изменения должны быть закреплены законодательно, т.е. внесены в Гражданский кодекс. А поскольку ЦБ не имеет права выступить с законодательной инициативой, эта идея "будет предложена тем, кто сможет ее реализовать законодательно, например, депутатам Госдумы или представителям АРБ", – отметил Андрей Козлов.

Цель предлагаемой ЦБ меры – обеспечить стабильность российских банков, оградив их от возможности неожиданного массового снятия вкладчиками средств со счетов (уж не кризис ли очередной грядет?). Зампредседателя ЦБ не скрывает, что предлагает лишить вкладчиков их любимого типа вкладов: основная масса средств сейчас размещается в российских банках именно "до востребования". Признает он и то, что такая ситуация является следствием нестабильности банковского сектора РФ. Однако эти обстоятельства нисколько не смущают ЦБ: стабильность предлагается обеспечить не привлечением новых вкладов, а упорядочением того немногого, что есть. Предполагается, таким образом, в очередной раз бороться с утечкой денег из экономики административно, т.е. добровольно-принудительно.

О бесперспективности административных методов борьбы с утечкой денег из экономики говорилось и говорится столько, что, кажется, прибегать к ним уже не будет никто и никогда. Однако прибегают, и будут прибегать. Ну, а капиталы, соответственно, убегают и будут убегать.

Герман Греф недавно пообещал к 2005 году вернуть 40% того, что убежало, повысив для этого инвестиционную привлекательность страны. И что, как вы думаете, он собирается для этого сделать? Прежде всего, принять новый закон "О валютном регулировании и валютном контроле", который позволит лучше удерживать в стране экспортную выручку! Такая вот инвестиционная привлекательность по-русски. Она же – мышеловка для капитала.

Неудивительно, что Россию капитал побаивается. Причем не только за ее криминальные "понятия" в экономике или возможность "русского бунта, бессмысленного и беспощадного". Капитал опасается непредсказуемости поведения властей, которые могут внезапно и на вполне законных основаниях лишить вас ваших денег. И следует, к сожалению, признать, что российские власти не очень-то борются за исправление своего, с позволения сказать, имиджа. Так что остается нашей экономике надеяться на то, что где-нибудь, где завалялся какой-никакой капиталец, еще опаснее, чем в России.

Выбор читателей