Цены на топливо к осени уйдут в пике

Прогнозы нефтяников об осеннем снижении стоимости бензина оправданны. Куда же расти: в конце концов, рынок ТЭК не резиновый... К осени конъюнктурные игры придутся не по сезону

Начало летнего сезона ознаменовалось резким ростом цен на бензин. Автомобилисты охнули и всерьез задумались об окупаемости расходов на поддержание машины на ходу. Причины удорожания моторного топлива уже неоднократно обсуждались: сезонные изменения, конъюнктурная игра со стороны нефтеперерабатывающих предприятий, снятие ограничений ОПЕК на экспорт нефти и т.п.

Пожалуй, наиболее актуальный вопрос последнего времени – как долго будет увеличиваться стоимость продуктов нефтепереработки. В мае - начале июня ответы были крайне однообразны: цены на бензин пока будут расти. В первых числах июня министр экономразвития Герман Греф оценил ситуацию так: "Цены на бензин будут расти примерно темпами, связанными с инфляцией, и даже эти темпы в течение нескольких лет будут выше, чем инфляция, в силу того, что как раз происходит структурная перестройка, изменение системы налогообложения".

Если отрешиться от цифр, характеризовавших стоимость бензина в осенне-зимний период, и взять для сравнения летние цены прошлого года, картина в общих чертах будет соответствовать словам министра. Разница - примерно 16-18%. Уровень инфляции в 2001 году составил, по оценкам Минэкономразвития, около 18%. Так что темпы повышения цен на бензин за год практически не превысили темпов инфляции. Оговорку можно сделать только на том основании, что на 2002 год прогнозируется меньший уровень инфляции – 12-14%, но различие невелико и едва выходит за рамки обычного сезонного скачка цен. Итак, фактор номер один: время года.

Однако время идет, а моторное топливо упрямо дорожает. Эксперты утверждают, что причина заключается в том, что на сезонный фактор наслоилось снятие нефтяниками экспортных ограничений. Тем не менее, статистика показывает, что нефтяной "отток" за рубеж резко не увеличивался, максимум, что имело место – некоторое плавное повышение объемов экспорта. Заявления о чрезмерном затоваривании рынка, таким образом, носили скорее характер намеренного нагнетания обстановки со стороны нефтяных компаний. А результат таков: в условиях обычного ежегодного повышения спроса на бензин производители смогли позволить себе завышение цен. Во всяком случае, напрашивается именно такое объяснение – игра на конъюнктуре. Это фактор номер два.

Есть еще одна причина, с которой связывают повышение цен. В 2003 году на 40% будут увеличены акцизы на нефтепродукты. Две недели назад на пресс-конференции председатель правления НК "ЮКОС" Михаил Ходорковский заявил, что именно из-за акцизов стоимость бензина останется на высоком уровне, а, скорее всего, будет увеличиваться и в дальнейшем.

В компании ТНК "Yтру" дали следующий комментарий: "Вероятно, ожидаемый акциз каким-то образом влияет на ситуацию с ценами, но не сильно". Представитель ТНК сообщил, что рассматривает этот фактор как незначительный. А на рост цен влияет, по его мнению, "сезонный фактор и снятие ограничений на экспорт". Так что третий фактор – налогообложение – пока не стоит серьезно принимать во внимание.

Вчера на интернет-конференции президент НК "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов заявил, что рост цен на бензин завершился, и, более того, осенью нынешнего года они снизятся на 10%. Обоснованно ли это утверждение? Во-первых, к осени сыграет роль обычное для этого времени года явление: автомобилисты поставят машины на прикол, спрос на бензин естественным образом упадет, и для сохранения продаж компании будут вынуждены снизить стоимость топлива. Во-вторых, нефтяной рынок представляет собой вполне устоявшуюся структуру, где необоснованное завышение цен невозможно. Как сказали нам в представительстве ТНК, "цены же не могут бесконечно расти, потому что все компании имеют определенную нишу на рынке, и они заинтересованы в сохранении этих ниш". Таким образом, обе первостепенных причины подорожания продуктов нефтепереработки к осени практически исчерпают себя.

Выводы таковы. До сентября цены на топливо еще могут расти (уборочная кампания обусловит относительно высокий спрос на нефтепродукты), а потом естественным образом стоимость бензина упадет. Так что те 10% спада, которые Вагит Аликперов прогнозирует на осень, вполне предсказуемы. Более того, некоторые аналитики говорят о еще большем удешевлении бензина, за счет отсутствия предумышленного "разгона" цен со стороны крупных нефтепереработчиков.

Как заявил сегодня на пресс-конференции вице-премьер правительства России Виктор Христенко, "дефицита бензина в России нет". Запасы моторного топлива на нефтеперерабатывающих заводах составляют около 570 тыс. тонн, а на экспорт уходит не более 10-11%. Виктор Христенко прокомментировал сложившуюся в стране ситуацию с бензином как нормальную: в годовом периоде динамика потребительских цен на автомобильное топливо представляет обычную картину сезонных всплесков. "Какой-то экстраординарной ситуации, какой-то угрозы сейчас нет", - констатировал вице-премьер.

Выбор читателей