Трагедия у могилы

Выбор места не случаен. В Михайловском был написан "Борис Годунов". В Святогорском монастыре покоится прах поэта, а композитор родился в той же губернии. И городу Пскову исполняется 1100 лет

По давней традиции каждый год в различных местах планеты от Америки до Австралии открываются летние музыкальные фестивали, позволяющие публике наслаждаться спектаклями и концертами на открытых площадках. В Европе самыми известными из подобных зрелищ традиционно считаются спектакли в громадном римском амфитеатре "Арена ди Верона" и фестиваль в австрийском Брегенце. В нашей стране эта деятельность еще не получила размаха, хотя коллективы Большого театра неоднократно выступали под открытым небом как за рубежом, так и в родном отечестве.

На сей раз масштабное представление классического репертуарного спектакля "Борис Годунов" было решено устроить под стенами Святогорского Успенского монастыря, где похоронен А.С. Пушкин. Эта акция приурочена к 1100-летию первого упоминания города Пскова в летописи, случившееся в 903 году от рождества Христова.

Как известно, свою знаменитую трагедию о Смутном времени солнце русской поэзии написало в Михайловском, где поэт находился в середине 1820-х гг., будучи в северной ссылке в родовом имении матери. Помимо этого, великий композитор М.П. Мусоргский родился на псковской земле и все четвертое действие его прославленной оперы происходит именно там. Перечислять остальные совпадения и обстоятельства, которые заставили Большой театр совместно с Российским государственным театральным агентством и Псковской администрацией под эгидой Минкульта и с благословения Патриархии (Святогорский монастырь с 1992 года – действующий) предпринять эту масштабную акцию именно у места погребения Пушкина, излишне.

Важно то, что подобное намерение было воплощено в жизнь за относительно короткий срок и прошло с успехом, несмотря на очевидные при таком масштабе трудности.

Сотни человек из Москвы, от дирижера А.Ведерникова до рабочих сцены и осветителей, вступили в кооперацию с еще большим числом местных специалистов, от музейных работников до постовых милиционеров, воодушевленных подобным вниманием к своей истории. И организация зрелища, надо сказать, была на должном уровне. По крайней мере зона вокруг монастыря была объявлена как безопасной, так и безалкогольной. Кроме того, была задача создать соответствующий резонанс вокруг этого события, для чего помимо большого количества прессы и телевидения были привлечены издательские силы. Такого обилия печатных материалов и программ, равно как и различного рода экскурсий, пояснений и приемов для журналистов не знала ни одна российская постановка. Это было похоже скорее на фестиваль.

Дело еще в том, то неделей раньше Мариинский театр предпринял аналогичную, хотя и камерную акцию – "Годунов" был показан в Выборгской крепости примерно для сотни зрителей. Вряд ли в пику, но и явно не без умысла музыканты Северной столицы и Валерий Гергиев постарались опередить мнимых конкурентов из Москвы. Устроителям спектакля ГАБТа было несколько странно подобное совпадение, поскольку о сроках постановки на псковщине СМИ оповестили еще полгода назад, и они постарались затмить конкурентов, что – по крайней мере в размахе – несомненно удалось сделать.

На живые декорации и классический "большой стиль" за два дня пришли полюбоваться более пяти тысяч человек, причем в первый день (2 июля) спектакль давали для простых земляков композитора и билет стоил символические 20 рублей. Правда, первым зрителям не так повезло с погодой – дважды во время представления начинался дождь (как известно струнные инструменты не могут играть даже при повышенной влажности) и действо затянулось до глубокой ночи, но, по словам дирижера, его потрясло воодушевление публики и то, что никто не покинул импровизированного зрительного зала.

Теперь немного о том представлении, что видел ваш обозреватель.

Из несомненных плюсов, помимо прекрасной погоды, ощущение, что все происходит при невидимом присутствии поэта (с любого кресла можно было видеть постамент на его могиле) придавало постановке соответствующий колорит. Михайловское и места вокруг него – действительно неповторимо прекрасны и овеяны славой. Все это создавало определенный настрой как у публики, так и у исполнителей.

Явным минусом открытой площадки всегда остается акустика, для улучшения которой в наше время применяются незаметные для глаза радиомикрофоны у всех артистов. Слушая разговоры малоискушенных зрителей, я убедился, что большинство подумали, будто Большой поет "под фанеру", хотя, конечно, периодические сбои и пропадание звука в колонках (пока артисты пели и это было слышно с передних рядов) говорили об обратном. Как ни смешно, но иногда казалось – раз так все уверены, уж лучше б и впрямь была фонограмма. Еще большим минусом было "отсутствие" режиссера на этом спектакле. То есть Большой привез свой классический проект в стиле сталинского ампира, что само по себе никак не приспособлено к импровизированной сцене на природе, тем более к абсолютно горизонтальным зрительским рядам на тысячи мест. Многие детали с последних рядов физически невозможно было увидеть, хотя и с передних одна из самых выигрышных сцен – сцена бегства Самозванца в корчме на Литовской границе, вынесенная постановщиками за рампу почти к монастырскому валу, была предназначена разве что для телекамер.

Что до музыкальной части, то тут, к сожалению, можно отметить лишь традиционную для самого большого театра страны профессиональную подготовку исполнителей, но никак не их артистизм или воодушевление. То, что, может быть, хорошо смотрится в зале оперного театра, требует некоторой повышенной отдачи на природе. А еще надо учитывать специфику как публики, так и атмосферы вокруг.

В нашем случае лишь бас В.Маторин (Борис Годунов) спел и сыграл в шаляпинской манере, копируя непревзойденный образец достойно. Чего не скажешь, например, о Л.Виленском (Юродивый), который весьма слабо отражал образ, знакомый каждому с детства в исполнении Козловского. Основные заглавные партии, которые спели Таращенко (Самозванец), Н.Терентьева (Марина Мнишек), Ведерников-отец (Варлаам) и прочие, были исполнены порой натужно, а местами чересчур форсированно, что особенно неприятно для слуха, когда звук доносится через мощнейшие усилители.

Конечно, сцены, где участвует хор, массовка и кордебалет, по-прежнему впечатляют яркостью и имперской красочностью, но без мощных биноклей и они теряли свою прелесть, так как мелкие детали вовсе не видны при дневном освещении или под лучам прожекторов.

Еще большим откровением стала несыгранность оркестра и певцов, чему виной, скорее всего, как малое количество репетиций на свежем воздухе, так и новизна подобного опыта для труппы. Часто оркестр под руководством молодого и весьма многообещающего главного дирижера А.Ведерникова опережал в экспрессии вялую и невыразительную игру персонажей, которые как ни пытались стряхнуть пыль с этого советского монстра, оставались в рамках весьма и весьма устаревшей эстетики "гранд-стиля".

Нет никаких сомнений, что нужно поощрять намерение устроителей и энтузиазм артистов в попытке создать культурный прецедент и зародить традицию, но достойно сожаления, что на это не хватает материальных средств и профессиональных сил. Кроме того, будем учитывать еще одно обстоятельство. Существуя на сцене Большого театра более 100 лет (первая постановка относится к 1888 году), "Борис Годунов" неоднократно менялся, оставаясь при этом одним из самых значительных достижений русской оперной сцены. Но идущий сейчас спектакль был поставлен в 1948 году, когда театральная традиция прошлого была единственной силой, способной противостоять социальному заказу коммунистов. Эпоха послевоенного театра относилась к прошлому как к пространству свободы. В те времена в декоративном историзме проявлялось не слепое копирование старинного русского быта, но поэтическая заинтересованность в ушедшем под натиском революции культурного слоя, в котором художники искали убежище от современности. Теперь же подобная инсценировка воспринимается как анахронизм и возврат к поэтике усиленно насаждаемого новейшего имперского сознания.

И все же при всех явных недочетах самого спектакля кажется, что его культурная миссия была выполнена успешно. Положено начало организации фестивалей в провинции, то уже само по себе вызывает энтузиазм. Удалось привлечь лучшие силы для решения очень непростой для театра задачи, а первый опыт, согласно русской поговорке, не всегда удачен. Нашлись спонсоры (в частности, уже традиционно им стал "Альфа-банк"), которым по-прежнему интересно меценатство в виде подобных проектов на родине, к тому же в глубинке. Несколько тысяч псковитян ведь разом не вывезешь в Москву и не посадишь в партере на "Борисе Годунове", несмотря ни на какой юбилей города. То есть культурный процесс благодаря таким акциям не стоит на месте, что само по себе уже достойно быть отмеченным. Тем более что речь идет о высоком академическом искусстве, которое несут в массы вполне бескорыстно, как это и должно быть в нормальном государстве.


Автор выражает благодарность "Центру прикладных коммуникаций" за организацию поездки.

Выбор читателей