Российский агропром идет в наступление

Рано говорить, что мы вступим в ВТО, надо определиться с условиями. У агропрома России есть неплохие перспективы на международном рынке. По сравнению с США у нас крайне низкий уровень его субсидирования

Как мы уже говорили, одной из наиболее спорных тем, касающихся присоединения России к ВТО, являются меры защиты отечественного агропромышленного комплекса от западных конкурентов после "открытия границ". Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Иван Стариков прокомментировал корреспонденту "Yтра" положение российского АПК в свете предстоящего вступления во Всемирную торговую организацию.

"Yтро": В последнее время все чаще слышны разговоры о том, что Россия может вступить в ВТО уже в следующем году. Как Вы считаете, какие требования ВТО окажутся наиболее трудновыполнимыми для российского сельского хозяйства?

Иван Стариков: Я против того, чтобы называть конкретные сроки вступления в ВТО - следующий год или какой-либо еще. Называя конкретные сроки, мы ослабляем себя изнутри. Еще не договорились об условиях, а уже утверждаем, что вступим. И нам начнут "выкручивать руки". Существует ряд положений, которые могут быть приняты или нет Россией. В случае, если мы уже определились с тем, вступать или нет, мы будем вынуждены отказываться от своих политических позиций по вступлению в ВТО. А торопиться не надо. Есть примеры, когда страны вступали в ВТО очень долго.

"Y": Один из самых острых вопросов, касающихся АПК, – государственная поддержка сельского хозяйства. Скажите, как сейчас выглядит положение с субсидированием агропрома в нашей стране и как оно может измениться в связи с обсуждением возможного членства во Всемирной торговой организации?

И.С.: Вопрос в прозрачности бюджетной поддержки сельского хозяйства. Есть так называемая "красная корзина" - это запрещенные меры. Есть "желтая" - то, что условно разрешено для госсубсидий. Так называемая "зеленая" корзина – разрешенная государственная поддержка. Разрешена поддержка инфраструктуры, развития сельских территорий и аграрных рынков, увеличение платежеспособного спроса. Запрещена прямая поддержка на гектар пашни, на голову крупного рогатого скота, на литр молока. И сегодня, с моей точки зрения, наиболее эффективна поддержка увеличения платежеспособного спроса за счет приведения денег, выделяемых для продовольственного обеспечения военных. Это позволит существенно увеличить аграрный бюджет и привлечь с финансовых рынков деньги, что увеличит платежеспособный спрос на продукты.

"Y": Как Вы относитесь к тому, что американское правительство, настаивая на снижении уровня госсубсидий в России, само проводит политику интенсивной поддержки сельхозпроизводителей?

И.С.: Уровень субсидирования государством агропрома у нас сейчас составляет около $1 млрд из федерального бюджета и около $1,5 млрд из бюджетов территорий, т.е. всего $2,5 миллиарда. Заявленная сумма поддержки сельскому хозяйству (о которой мы уже договорились) - $16,2 миллиарда. То есть у нас еще есть огромный запас, но это не прямые поддержки. Это то, что можно будет набирать по "зеленой" корзине. Поэтому нам необходимо, выбирая квоту по $16,2 млрд, то есть увеличивая бюджетную поддержку, идти в этом направлении. Например, вкладывать средства в развитие информационных систем, чтобы производители и покупатели имели максимум сведений: где, что и как. Как раз это на сегодняшний день разрешено и будет иметь гораздо больший эффект, чем прямая поддержка на голову крупного рогатого скота или на литр молока.

"Y": Сейчас появилась определенная динамика в развитии сельского хозяйства в стране. Есть прогнозы, позволяющие надеяться, что агропром из убыточной отрасли превратится в доходную. Как отразится на этой динамике вступление России в ВТО?

И.С.: Во-первых, тот факт, что крупный капитал обратил внимание на сельское хозяйство, означает, что оно вообще привлекательно. Так что оптимизм в отношении наших перспектив вполне обоснован. С учетом того, что роста внутреннего спроса в ближайшее время не ожидается, а рост реальных доходов населения будет "съедать" жилищно-коммунальная реформа, я вижу перспективу развития сельского хозяйства в нахождении внешних рынков, тех, что появятся после присоединения России к ВТО. На международном рынке у нас огромные перспективы – с нашими натуральными, экологически чистыми продуктами. Для производства экологически чистых продуктов необходимо экстенсивное ведение сельского хозяйства. А для этого у нас есть неоспоримое конкурентное преимущество в виде основного национального ресурса – земель сельскохозяйственного назначения.

"Y": Как Вы считаете, на каком уровне должны быть установлены импортные пошлины на продукты сельского хозяйства?

И.С.: У нас самая либеральная импортная пошлина на продукты питания. Средневзвешенная - 17%. Мы можем договориться о том, чтобы их увеличить, но не думаю, что их можно поднять достаточно высоко, максимум до 25-30%. Но значительного повышения и не должно быть, пока мы не сможем удовлетворить потребности внутреннего рынка. Увеличение импортных пошлин повлечет за собой повышение цен внутри страны, что ударит по потребителю. Бюджет сегодня формируется на 35-38% за счет импортно-экспортных пошлин. Закрывая импортные пошлины, мы лишаемся доходной части бюджета. Поэтому это процесс постепенный.

"Y": Какие, на Ваш взгляд, отрасли российского агропрома окажутся после вступления в ВТО в наихудшем положении?

И.С.: Не могу сказать, какие отрасли. Весь вопрос будет зависеть от того, как мы проведем переговоры. Есть один достаточно очевидный вопрос: бюджетная политика в сельском хозяйстве должна исходить из того, что в одном случае нужно поддерживать сельское хозяйство в регионах, благоприятных по агроклиматическому потенциалу (таких, как Краснодарский край), а в другом - поддерживать доходы населения в сельской местности. Это разная бюджетная политика.

Интервью подготовила Мария Молина.

Выбор читателей