Ноу-хау по взрыву плакатов

МВД по-прежнему не считает, что взрывы плакатов – это тенденция к экстремизму. Надписям в правоохранительных органах приказано не верить. Приказано верить только в растяжки, а там хоть "Пусть всегда будет солнце" написано

В не столь далекие времена по советскому телевидению шла немецкая спортивно-развлекательная игра "Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас". Смешной в своей спортивной неуклюжести немец из социалистической ГДР скорее не вел передачу, а работал в ней ее же талисманом. Восточные немцы, нимало не изменившие себе со времен почитавших физзарядку штирлицев, пропагандировали детский спорт на весь соцлагерь, призывая зрителей равняться на команды из малых и больших городов Восточной Германии.

В наши дня детских передач, да еще детских спортивных передач, да еще и детских спортивных передач из Германии на отечественных телеканалах не сыскать. Крутящих на бегу обруч подростков сменили "чисто конкретные" пацаны из сериалов, максимально приближенных, как говорят их создатели, к жизни. Лозунг "Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас" – уже не звучит, зато подразумевается. Те, кто попроще, могут равняться на добродушно-туповатых громил из окружения "крестных отцов", которые пусть и преступники, но думают и действуют по-простому, без затей. Те, кто поромантичней, могут выбрать себе в герои суперменов или супервуменш, вполне успешно противостоящих разгулу преступности к вящей выгоде всего общества и собственного кошелька. То, что 15-20 лет назад было просто и понятно, сегодня стало мучительно сложно разгадать, разложить на базисные составляющие. Подоплека видится, подтекст так и прет, подозрения витают в воздухе. Грязь и мерзость заурядного преступления со всей тщательностью переносится на роскошное ложе "гражданского общества", призванного-де дать беспристрастную оценку случившемуся. "Беспристрастную" – всегда означает покаянную, саморазоблачительную. Академики всей страны в ответе за подонков в подворотне, насилующих беременных женщин; Союз композиторов повинен в преступлениях скинхедов; малый, средний и другие бизнесы, все до единого, по ранжиру, отвечают за издевательства армейских старослужащих... Посмотрите все эти итоговые итоги, эту аналитическую аналитику, эти дискуссионные трели: одни и те же лица коротают свое бесценное время в пробежках по студиям Останкино, везде успевая сказать свое слово об ответственности.

Вчера заместитель председателя Совета Федерации Валерий Горегляд был спрошен ведущим "Эха Москвы": как, мол, бороться с "плакатовзрывателями", и вообще, откуда, по его мнению, что берется. Дабы соблюсти контекст ответа, приведем его максимально полно, выделив курсивом на наш взгляд примечательное:
"...Сам факт того, что парламент вынужден рассматривать такие законы (имеется в виду Закон о противодействии экстремизму – А.А.), он в целом неприятен, и он сигнализирует о тех фактах, тех явлениях аномальных, которые происходят в нашем обществе. Лучше бы мы обходились, так сказать, без принятия подобного рода законов, ничто нас не подталкивало с экстремизмом бороться таким экстремальным, наверное, экстраординарным, неожиданным путем. Но тем не менее это происходит, причем, к сожалению, происходит всё чаще и чаще, мы наблюдаем всё новые случаи вандализма, новые случаи такого агрессивного поведения по отношению к личности человека. И очень часто всё это сопровождается теми или иными политическими лозунгами, имеет ту или иную идеологическую окраску. Это говорит о том, что в обществе не всё благополучно. Это говорит о том, что в обществе все-таки неудовлетворительная социально-экономическая обстановка. Это говорит о том, что общество наше имеет очень большое расслоение, и это расслоение, к сожалению, за годы реформ всё более и более углубляется. Это говорит о том, что очень большая часть населения все-таки находится на обочине общественно-политического и социального процесса, и их жизнь не улучшается. И в результате, так сказать, создается почва для того, чтобы прорастали ростки экстремизма".

Не знаю, что имел в виду г-н Горегляд, говоря о принятии закона о противодействии экстремизму как об "экстремальном" и "экстраординарном, неожиданном пути": или в этом законе что-то про колесование сказано, или замглавы Совета Федерации в наши края ненадолго заскочил из какой-нибудь беспроблемной Исландии. Высокий российский политик объясняет "аномальную" агрессивность части нашего общества "неудовлетворительной социально-экономической обстановкой", "большим расслоением" и т.п., не обращая внимания на явное противоречие в собственных словах: ведь если существуют такие веские основания – какая, к черту, может быть "анормальность"? Отсюда, видимо, и вывод: что естественно, то не безобразно. Т.е. проформы ради безобразно, но уж если "годы реформ" до такого состояния довели, то тут разбираться надо ой как глубоко... Со взрывателей что взять – они ведь на обочине прогресса, им самое время на обочину шоссе выходить, где-нибудь под Москвой или под Томском, и проявлять свое неприятие всё не улучшающейся жизни.

Только вот диалектика подобных рассуждений ой как спорна: Марксу точно бы не понравилась. Гражданка Сапунова, пытавшаяся снять под Москвой антисемитский плакат, не только спасла честь каждого россиянина, рисковавшего в очередной раз огульно быть обвиненным в махровой юдофобии, но и опровергла предположения г-на Горегляда о потерянной для прогресса социальной прослойке нашего общества. И те, кто вслед за Сапуновой снимали аналогичные плакаты в разных уголках нашей необъятной Родины, не были жителями "Садового кольца", этого "наиболее передового отряда" российской демократии. Почему наши политики не связывают свои глубинные прозрения с этими представителями общества, указывая, скажем, что бытовой и социальный экстремизм – заноза, болезненная заноза, но побороть ее можно и нужно прямо сейчас, вот на этом самом месте и с теми хорошими людьми, которые есть у страны в наличии и всегда были?

Всё потому, что некому бороться. Сапунова, почти лишившаяся зрения, своим примером доказала лишь одно: инициатива частных и честных граждан наказуема. МВД по-прежнему не считает, что взрывы плакатов – это тенденция к экстремизму. Оно рассматривает каждый случай в отдельности, с готовностью признавая всю его серьезность, но не более. Почему бы МВД или Генпрокуратуре не дать правовую оценку не только наличию растяжки, прикрепленной к поганому плакату, но и его содержанию? А потому, что подобным содержанием пестрят подъезды и заборы, включая заборы местных отделений милиций, бордюры возле школ и доски объявлений вузов. Эка невидаль – кучерявеньких обижают; стерпится. А если где по матери проходятся – так это практически диалект русского литературного! Кто с этим будет связываться! Надписям в правоохранительных органах приказано не верить. Приказано верить только в растяжки, а там хоть "Пусть всегда будет солнце" написано.

Но не будет над растяжкой написано "Пусть всегда будет солнце". Подонок, связавший жизнь приличного человека со своей собственной ущербностью, внедрил на российских просторах своеобразное ноу-хау. "Делай, как я" – сказал он тем собратьям, кто в силу тупоумия или инертности не додумался до этого сам. Плакаты будут взрываться не потому, что прогресс и общество идут разными дорогами, а потому, что ни в одном случае, даже после печального инцидента с Сапуновой, милиционер не обнаружил его первым; потому, что, поминая дремучие, но якобы такие "исконные" и выстраданные народные заблуждения, власть не делает самую малость – не наказывает виновных, даже тех, кого удается разыскать; потому, наконец, что при смешении в одну кучу социальных проблем и технических вопросов борьбы с отребьем, имеющим вполне зримую физиономию и штамп в паспорте, лозунг "делай, как я" получает продолжение, грозя воплотиться в "делай лучше меня". А "лучше" в рамках данного вопроса – это очень даже хуже. Хуже некуда.

Выбор читателей