Правительство решило приберечь добро

Продажа госпакета акций "ЛУКойла" опять не состоялась. Причины этого лежат не столько в имущественно-корпоративной, сколько в доходно-бюджетной сфере

Одним из важнейших – и загадочных – событий минувшей недели стала неудачная попытка российского правительства продать частным инвесторам 5,9% принадлежащих ему акций нефтяной компании "ЛУКойл". Всего в уставном капитале компании государству принадлежит 15% акций.

По распространенной информации, 1 августа правительству не удалось разместить на Лондонской фондовой бирже глобальные депозитарные расписки (GDR), выпущенные на соответствующий пакет акций нефтяной компании. Согласно официальной версии, Российский фонд федерального имущества (РФФИ) счел "непривлекательными" суммы, предложенные инвесторами за ценные бумаги компании. Представители фонда апеллировали к объективно неблагоприятным условиям на рынке. "Время приватизации российских компаний по любым ценам прошло", – так объяснил позицию РФФИ глава этого ведомства.

Нынешняя продажа акций "ЛУКойла" – не первая неудачная попытка правительства расстаться с частью оставшихся у него наиболее привлекательных промышленных активов. В прошлом году этому помешали теракты в США (бумаги компании должны были быть реализованы на американском рынке), дестабилизировавшие ситуацию на фондовом рынке. На сей раз осуществление сделки было перенесено в Лондон, но результат остался прежним.

Вообще, история вокруг продажи части госпакета "ЛУКойла" выглядит неоднозначно. Правительство заявляло, что готово получить $13,2 за одну акцию. Незадолго до начала конкурса минимальная цена поднялась до $14. Этот факт говорит в пользу того, что инвесторов абсолютно четко сориентировали на минимально допустимый уровень цен. То, что обозначенный уровень в целом приемлем для рынка, показали и торги на российских фондовых площадках в день аукциона, когда обыкновенные акции "ЛУКойла" торговались выше $14.



Более того, в ходе конкурса интерес покупателей к выставленному на продажу пакету изначально был высоким. При предложении в 12,5 миллионов депозитарных бумаг спрос зафиксирован в объеме 16,6 миллиона. Вряд ли в этой ситуации кто-либо из участников стал бы экспериментировать, указывая в заявке низкую цену.

Таким образом, поведение правительства и его объяснение причин отказа от продажи выглядят нелогично. А ведь с каждым подобным отказом осуществить в дальнейшем продажу госпакета нефтяной компании будет все сложнее.

Во-первых, провал заранее намеченного мероприятия непременно вызовет подозрения инвесторов. Во-вторых, весьма спорной кажется сама мотивировка относительно неблагоприятных условий на рынке. Действительно, западные фондовые рынки (реализация пакета планировалась на Западе) переживают сегодня не самые лучшие времена. Теоретически это могло бы служить поводом перенесения аукциона на осень и объяснять действия правительства. Однако нет никаких оснований полагать, что осенью ситуация изменится к лучшему. Более того, велика вероятность продолжения ослабления американской экономики, а вместе с ней и мировых фондовых рынков. А это означает, что к тому времени при продаже госпакета можно не получить и ту цену, которая в этот раз рассматривалась как минимальная.

И это не единственный фактор, способный в будущем повлиять на цену акций "ЛУКойла". Ситуация в Бразилии, чреватая скорым дефолтом этой страны по еврооблигациям, может привести к общему изменению отношений инвесторов к развивающимся рынкам, включая российский. Не стоит забывать и о том, что "ЛУКойл" – нефтяная компания. Увеличение производства и экспорта нефти, происходящее сегодня в мире, может привести к снижению мировых нефтяных цен, а следовательно, и стоимости нефтяных компаний. Вероятность того, что в ближайшее время акции компании серьезно не подорожают, а возможно, и подешевеют, крайне высока.

Но существует еще один немаловажный аспект, а именно – недооцененность "ЛУКойла". Если итоги конкурса рассматривать в этом ключе, то несостоявшаяся продажа госпакета крупнейшей нефтяной компании может расцениваться как позитивный фактор. Дело в том, что с учетом размера компании, объемов запасов и международных проектов "ЛУКойл" не должен стоить значительно дешевле своего конкурента – "ЮКОСа". Капитализация "ЛУКойла" может быть увеличена в результате проведения реформ в компании. Но все же это немаловажное обстоятельство вряд ли могло стать основной причиной отказа продавать госпакет "ЛУКойла" – о том, что нефтяной гигант имеет запас роста капитализации, и Белому дому, и РФФИ известно было давно.

Обобщая приведенные доводы, можно заключить, что причины неожиданного решения лежат не столько в имущественно-корпоративной, сколько в доходно-бюджетной сфере.

Параллельно с провалом аукциона по "ЛУКойлу" представителями правительства было заявлено об отказе от выпуска еврооблигаций, поступления от которого должны были составить значительную долю доходов государства. (Проект бюджета-2003 предусматривает такую возможность в объеме до $1 млрд.) На первый взгляд, на фоне обостряющихся бюджетных и внешнедолговых проблем оба шага выглядят странно. И все же государство демонстративно подчеркивает свои намерения. Объяснения Алексея Кудрина, что долговую проблему предполагается решать за счет повышения доходов от приватизации и увеличения объемов продажи драгоценных камней и металлов, а также увеличения внутренних заимствований, звучат неубедительно. Что касается доходов от приватизации, то ситуация вокруг продажи "ЛУКойла" противоречит словам главы Минфина. Поступления от продажи камней и прочих драгоценностей – капля в море и не в состоянии решить проблем. Серьезное увеличение внутренних заимствований определенно выглядит настораживающе, так как планы самого Минфина по развитию этого рынка предполагают плавный его рост не более чем на 5% в год.

В связи с этим всё больший вес обретают предположения некоторых аналитиков о том, что в следующем году Россия вообще не намерена обслуживать внешний долг в полной мере и потребует от кредиторов его реструктуризации (весомые доводы в пользу этого у нее могут появиться достаточно скоро). В таком случае действительно могут не понадобиться новые внешние заимствования, а также продажа госпакета "ЛУКойла". Но это уже совсем другая история.

Выбор читателей