Время менять вены России

"Газпром" ожидает увеличения потока "голубого топлива" в ближайшие четыре года. Но для обеспечения стабильного транспорта газа следует поменять трубы. Быть может, и на деньги независимых производителей

Систему газопроводов можно назвать голубыми венами России. Но так же, как с годами венозная система человека стареет, подходит к концу и срок эксплуатации газовых труб. К настоящему моменту, по данным ОАО "Газпром", около 14% газотранспортной системы уже выработали срок амортизации, составляющий 33 года. 64% эксплуатируются от 10 до 32 лет, и только 22% трубопроводов эксплуатируются менее 10 лет. Следствие такого состояния труб - снижение их надежности и уменьшение пропускной способности.

Правительство поставило перед газовым монополистом задачу обеспечить бесперебойный транспорт топлива на уровне добычи (530 млрд куб.м в год). Такие цифры обозначены в тексте "Энергетической стратегии России". Однако гарантировать стабильную работу транспортной системы при нынешнем ее состоянии нельзя. Решение проблемы возможно двумя способами: строительство новых труб и проведение реконструкции старых.

Представители "Газпрома" уверены, что техническое переоборудование и ремонт имеющихся мощностей является одним из приоритетов инвестиционной политики компании. Дело в том, что реконструкция объектов транспортировки газа позволит сократить объемы нового строительства.

Правление газового монополиста на днях одобрило "Программу комплексного перевооружения газопроводной системы на период 2002-2006 гг". Документ должен стать основой для разработки ежегодных инвестиционных планов. Согласно ему, реконструкция будет проводиться комплексно и охватит линейную часть трубопроводов, компрессорные станции, системы энерговодоснабжения, электрохимической защиты труб, автоматизированные системы управления, телемеханику и технологическую связь.

В отличие от разработанных ранее планов, сейчас определены приоритетные задачи переоборудования системы, значительно расширен раздел, касающийся компрессорных и газораспределительных станций. Кроме того, учтена необходимость подготовки к приему газа с новых перспективных месторождений полуострова Ямал. Предполагается, что новые схемы помогут обеспечить снижение производственных издержек.

Несмотря на падение добычи на основных месторождениях, в течение четырех лет ожидается увеличение загрузки газотранспортной системы в первую очередь из-за ввода в эксплуатацию месторождений Надым-Пур-Тазовского региона и планируемого поступления газа с Ямала и Обской губы. Возможно увеличение поставок независимыми производителями, тем более что в последнее время от них идет большой объем заявок на транспортировку "голубого топлива". По мнению специалистов "Газпрома", "необходимо уже в ближайшее время проработать вопрос участия независимых производителей в инвестировании реконструкции газотранспортной системы". Варианты таких вложений могут быть различными: от прямых инвестиций до частичного участия в погашении кредитов, взятых "Газпромом".

Как отметил председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер, компания продолжает "системную работу с независимыми производителями" и намерена "выстраивать договорные отношения с ними… Необходимо уточнить прогнозные оценки поставок газа таких производителей в нашу газотранспортную систему, при этом критерий надежности и стабильности в обеспечении "голубым топливом" всех потребителей должен стать главным в нашем диалоге".

Выбор читателей