Страна с недорыночной экономикой

Складывается впечатление, что мы слишком долго и интенсивно боролись за пресловутый рыночный статус. Мы его получим, но, похоже, в сильно девальвированном виде

Европейская комиссия одобрила поправки к законодательству ЕС, которые сделают наконец Россию рыночной по европейским "понятиям". Еврокомиссией одобрены сразу две поправки – в антидемпинговое законодательство и законодательство по субсидиям. Первая позволит ЕС при проведении антидемпинговых расследований использовать предоставляемые российскими компаниями данные об их затратах и ценах вместо расчетных затрат и цен третьих стран ("аналогов"), как было доселе. А поправка в законодательство по субсидиям определяет правило расчета преимуществ от субсидий экспортерам и адаптирует законодательство ЕС к соответствующим решениям ВТО (решили дифференцировать субсидии по видам). Впрочем, одобрение ЕК еще не означает того, что Россия тут же обрела рыночный статус: надо еще дождаться утверждения этих поправок Европейским советом, который у них там – главный законодатель. Ожидается, что он примет свое решение осенью, а точнее – 25 октября на очередном заседании Совета.

Впрочем, российские эксперты не сильно довольны происходящим. И даже не бюрократическими проволочками в ЕС (хотя после майского саммита Россия – ЕС, на котором председатель Европейской комиссии Романо Проди торжественно объявил о признании за Россией статуса страны с рыночной экономикой, времени прошло уже немало). Настораживают некоторые детали.

Антидемпинговая поправка, в частности, предусматривает, что если цена товара, поставляемого из третьей страны, на внутреннем рынке существенно ниже мировой, то для выявления факта демпинга будет применяться мировая цена. Это значит, что собственно российские цены (и, соответственно, конкурентные преимущества российской экономики) как не учитывались, так и не будут. Просто вместо цен "страны-аналога", избираемой для расчетов по нерыночной экономике, рассчитывать наш экспорт будут по "мировым ценам". И если раньше он страдал из-за своей страны происхождения – российская экономическая среда считалась нерыночной, то теперь начнет подвергаться антидемпингу "с пристрастием" из-за самих компаний-экспортеров. Именно они теперь будут награждаться статусом отдельно взятой нерыночной компании в рыночной стране. В ЕК, правда, заявляют, что предложенные поправки задуманы исключительно для "административного удобства". А торговый представитель ЕС Аранча Гонзалес-Майа твердо отрезал: "Мы не пытаемся отнять у РФ преимущества статуса страны с рыночной экономикой". Хочется добавить: у РФ как страны – нет, но только у ее компаний. А в итоге пострадает все тот же российский экспорт.

"Это определенно является поводом для опасений", – заявил торговый представитель РФ в Брюсселе Владимир Чушкин. Уж куда как не повод! Вооружившись новой поправкой, Европейская комиссия сможет сохранить в силе буквально все нынешние антидемпинговые меры, которые ежегодно обходятся России в 250-400 млн. долларов упущенных экспортных возможностей. Ведь в настоящее время, несмотря на пылкое признание г-на Проди, ЕС использует антидемпинговые тарифы в отношении 12 видов российской продукции, включая сталь, удобрения и алюминий, и проводит расследование в отношении импорта еще двух видов продукции.

Так на каком же основании ЕС сможет обвинять теперь российские компании в нерыночности? Всё просто. Европейские эксперты в своих рассуждениях исходят из того, что все экспортеры на мировом рынке должны находиться в равных условиях. Профессор Лондонской школы экономики и политики Маргот Лайт рассуждает: "Известно, что себестоимость добычи нефти в России выше ее стоимости на внутреннем рынке. Другими словами, в России все еще существуют государственные субсидии в экономике". И борьба с ними, дескать, продолжается. Согласно такой логике, антидемпинг – благо для России, поскольку "полного перехода к рыночной экономике в России не произойдет до тех пор, пока там не возникнет полностью открытая, свободная и прозрачная экономика. И сейчас настал момент, когда необходимо предпринять меры для таких преобразований. Что же касается условий, которые устанавливает Брюссель для полного открытия для России рынка Евросоюза, то экономика России все еще не отвечает полностью этим условиям".

Получается, что ЕС (да и США вслед за ним) объявили Россию рыночной как бы авансом, в расчете на ее "примерное поведение". Сейчас оно должно заключаться в том, чтобы страна подтянула внутренние цены на энергоносители до уровня мировых. А потом?

А мы-то было подумали, что все уже свершилось, что с нами теперь будут на равных... Куда там! Россия – рыночная, но не совсем. Такая позиция объясняется просто: "Нас никто нигде не ждет, – констатирует Александр Лившиц. – От нас ждут сырье – даете и спасибо вам, вот вам деньги, живите счастливо. Но если мы будем выходить с чем-то более, с продукцией высоких переделов, с добавленной стоимостью, то это сразу вызывает противодействие". С европейскими ценами на бензин нам это уже не будет грозить. Лившиц также убежден, что антидемпинговые поправки – результат "лоббистских усилий" западноевропейских компаний, "которые хотят как-то обезопасить себя от нас". И с ним трудно не согласиться.

А что касается майского заявления Проди, то складывается впечатление, что это был просто тактический "ход конем": пока Москва крутила бурный роман с Вашингтоном, отодвинув скучную Европу на второй план, Брюсселю нужно было как-то "вернуть в семью" стратегического партнера. С его энергоносителями. Вот он и опередил своего заокеанского соперника, первым признав Россию рыночной. Формально.

Теперь наши переговорщики намерены "качать права" изо всех сил: Минэкономразвития в сентябре хочет консультироваться с Европейской комиссией. Потом диалог перейдет на более высокий уровень. Да вот беда: пресловутые поправки к тому времени уже вполне могут быть окончательно приняты Евросоюзом. А договориться отменить то, что уже принято, гораздо сложнее, чем согласовывать проект. Это практически безнадежное дело. Но мы пойдем дальше! "Мы считаем, что эти поправки противоречат нормам ВТО и могут быть оспорены в суде ВТО", – пылко заявляет заместитель главы российского экономического ведомства Максим Медведков. Но тут же безрадостно добавляет, что Россия, увы, "одна из последних крупных стран-экспортеров, которая до сих пор не входит во Всемирную торговую организацию"... И переговоры о вступлении туда, как назло, практически зашли в тупик.

Эксперты, кстати, отмечают еще одну негативную сторону всего этого спектакля вокруг статуса российской экономики. ЕС постоянно подчеркивает, что его антидемпинговые поправки носят универсальный характер – они относятся не только к России, но и ко всем третьим странам. Это означает, что сам статус страны с рыночной экономикой становится каким-то неконкретным, расплывчатым. Отныне он перестанет служить гарантией того, что ваш экспорт не сочтут "нерыночным" в один прекрасный день. "Рыночность" страны не защитит вас от этого. Но таким образом исчезает экономическая привлекательность, да и сам смысл статуса, который до сих пор предоставлялся стране как определенная льгота, как признание ее экономических успехов.

В общем, складывается впечатление, что мы слишком долго и интенсивно боролись за пресловутый рыночный статус. Мы его получим, но, похоже, в сильно девальвированном виде. Вот тебе, бабушка, и рыночный статус! – остается вздохнуть российским экспортерам. Впрочем, ведь и это все пока еще – только законопроекты. Начавшаяся осень покажет, что из них вырастет.

Выбор читателей