"Нашизм" не прошел

Победа Александра Хлопонина на состоявшихся в Красноярске выборах может стать поворотным моментом в осмыслении феномена "олигархов" при власти и "олигархов" во власти

Победа Александра Хлопонина на состоявшихся в Красноярске выборах может стать поворотным моментом в осмыслении феномена "олигархов" при власти и "олигархов" во власти. Во всяком случае, именно так считают многие аналитики, бравшиеся вчера комментировать итоги прошедших в минувшее воскресенье выборов. Молодой кризисный управляющий, сделавший за несколько лет стремительную карьеру политика, сумел в условиях предвыборного цейтнота победить крепкого руководителя ельцинского "розлива", поставив на повестку дня вопрос о смене эпох по крайней мере на региональном уровне. Социологи уже давно отметили то обстоятельство, что в Красноярском крае электоральные механизмы практически идентичны выборным закономерностям, справедливым для России в целом. Именно это наблюдение заставляет столь детально анализировать все процессы, проходящие внутри этой территории, моделируя их на общероссийскую перспективу.

Победу Хлопонина, в которую почти никто не верил еще в начале лета, сегодня задним числом "просчитывают" многие. А между тем реальные шансы у экс-губернатора Таймырского АО, входящего на правах субъекта федерации в Красноярский край, были невысоки. Против Хлопонина было и то, что он не местный (т.е. не из самого Красноярска); то, что он с "севера", который многие красноярцы недолюбливают, считая тамошних жителей богатеями; то, что на юге его как политика знали мало; наконец, то, что он из "олигархов", что должно быть плохо само по себе и не требует отдельных разъяснений.

Хлопонин же в ходе своей избирательной кампании такие разъяснения дал, и, судя по всему, многих они удовлетворили. Исследование ВЦИОМ, проведенное 10-15 сентября, показало, что за Хлопонина отдали бы свои голоса 44,9% избирателей, а за его оппонента, главу Законодательного собрания края Александра Усса – 34,3%, при том, что "потолком" для губернатора Таймыра к началу избирательной кампании считалась цифра 6,9% – ровно столько голосов набрала "северная партия" на последних выборах в ЗАКС. Выход во второй тур Усса и Хлопонина при небольшой разнице в процентах между обоими кандидатами был обнадеживающим, по сути, лишь для одного из них. "После первого тура многим наблюдателям стало ясно, что база роста для Усса практически исчерпана, а Хлопонин сохранил значительно большее пространство для маневра", – комментирует для "Yтра" итоги выборов в крае вице-президент Фонда развития парламентаризма Сергей Колмаков.

Степень известности Хлопонина на момент начала кампании составляла всего 15% по краю, чего не скажешь об Уссе – фактически втором лице в регионе на протяжении последних десяти лет. Сергей Колмаков считает, что на красноярских выборах обнаружилась катастрофическая нерезультативность т.н. негативных технологий. К ним, кстати, относятся не только такие приемы, как регистрация кандидатов-однофамильцев, выпуск фальшивых газет, подбрасывание листовок за подписью конкурирующих штабов. Негативные технологии – это еще и метода оппонирования своему противнику, основанная исключительно на критике противостоящей стороны. "Усс построил свою кампанию целиком как негативную. Ее смысл воплотился в лозунгах "Изберем нашего!" и "Давайте дружно выступим против олигархов!". Технология "нашизма" довольно новый прием, но его мобилизующая сила закончилась со смертью генерала Лебедя", – говорит Сергей Колмаков. Позитивизм хлопонинской кампании заключался в попытке найти объективный рычаг для решения острейших социальных и политических проблем региона. Кстати, кроме Хлопонина позитивный посыл был использован и другим кандидатом – Сергеем Глазьевым. Примечательно, что именно коммунист Глазьев занял почетное третье место после первого тура выборов. И за Хлопонина, и за Глазьева в первом туре проголосовала т.н. "партия надежды", которая, как показал общий итог выборов, оказалась сильнее партии, уповающей на лозунг "Красноярск – для наших".

Нельзя не сказать, что весьма печальным обстоятельством для Усса стала поддержка, оказанная ему одиозным Анатолием Быковым. Сам Александр Усс как мог старался публично отмежеваться от человека, у которого не слишком дружественные отношения с правоохранительными органами. Между тем просто так взять и отречься от Быкова глава Заксобрания тоже не мог. "Если посмотреть на выборную географию, то успех Усса – это Красноярск, Назарово и Ачинск, иными словами, западные районы, где влияние Быкова наиболее ощутимо. Анатолий Петрович все же много дал Уссу", – утверждает Сергей Колмаков. Однако, по его мнению, он же и сильно поляризовал электорат в крае, "потому как для половины жителей Быков – это Робин Гуд, а для половины – уж извините, бандит".

В связи со вполне активным участием Анатолия Быкова в избирательной кампании на стороне Усса у последнего не могло не возникнуть напряжения в отношениях не только с частью своих потенциальных избирателей, но и с федеральным центром. Усс, как и подавляющее большинство кандидатов, баллотирующихся в разных регионах страны, не был оригинален в экивоках в сторону Кремля. И этим ввергнул Кремль в виртуальную, но от того не менее неприятную коллизию – оказаться в одной "команде поддержки" вместе с "авторитетным" Быковым. Поговаривают, что на совещании в Междуреченске по проблемам угольной промышленности президент даже якобы спросил Усса: мол, как там поживает Анатолий Петрович. Конечно, с трудом верится, что Путин мог произнести нечто подобное, однако, как известно, в каждой шутке есть доля правды.

Некоторые эксперты предрекают, что с приходом во власть в Красноярске Хлопонина край ожидает очередной виток передела собственности. Регион, известный как один из самых богатых в России, издавна является ареной для столкновения интересов различных финансово-промышленных групп, и в ходе предвыборной кампании часто звучала мысль о том, что Хлопонину нужен административный ресурс для реформирования края в соответствии с нуждами "Норникеля". Однако эксперты "Yтра" оспаривают такой сценарий событий. "Давайте посмотрим здраво. 70% доходной части бюджета Красноярского края формируется "Норникелем". Люди, управляющие им, не станут воровать сами у себя. Напротив, все будет только рациональнее и прозрачнее", – говорит Александр Колмаков. Такого же мнения придерживается и депутат Госдумы, член фракции СПС Александр Фомин. "Будем реалистами. Я не знаю сегодня ни одного губернатора, который бы не отражал интересы какой-либо ФПГ. Это реальности сегодняшней жизни, и гораздо хуже, когда, декларируя свою экономическую и политическую независимость, губернаторы не только политически, но и экономически зависят от каких-то структур", – заявил он "Yтру". Как прагматик Хлопонин, конечно же, не станет защищать интересы одного лишь "Норникеля".

Из вчерашних интервью победителя становится ясным, что в его будущей команде будут работать представители красноярской правящей элиты, которая, кстати, раскололась еще между двумя турами голосования. Александр Фомин считает, что соблюдение интересов всех сторон, принимающих участие в политической и экономической жизни края, станет сверхзадачей Хлопонина как политика. "У него есть хорошие перспективы для дальнейшего серьезного карьерного роста. Сегодня ему нужно доказать, что как губернатор Красноярского края он в силах объединить всю бизнес-элиту".

Скорее всего, именно Хлопонин в своей новой должности попытается впервые в новейшей истории России объединить два субъекта федерации: Красноярский край и Таймырский АО. Впрочем, наши эксперты считают, что делать это он в любом случае будет не торопясь: "Я не думаю, что это будет торопливый процесс, но что это будет реальное начало процесса. Если это объединение и может произойти, то кратчайший к нему путь лежит через избрание губернатором выходца с северных территорий. Так что в этом смысле победа Хлопонина позитивна".

Выбор читателей