Мата Хари: легенда, которую погубила любовь

Из дюжины стрелков тюремной команды в цель – в сердце – попал только один, остальные выпустили заряды в воздух, увидев в лице этой удивительной женщины нечто такое, против чего ни один мужчина не сможет устоять

Ей удавалось многое, долгие годы она умудрялась морочить ведущие разведки Старого Света, она выясняла стратегические планы наступлений и расстановки армий, но на вопрос французского резидента, какая цель ею движет в намерении помочь Франции, проговорилась: "У меня есть только один большой план, который я хотела бы осуществить, только один". Но ее мечте не суждено было сбыться. Перед строем тюремного взвода во дворе одной из казарм в Венсенском лесу под Парижем она стояла, глядя поверх голов палачей... И в последнее мгновение своей жизни, когда свинец пробил уже давно убитое неразделенной любовью сердце, она видела над касками французских солдат призрачный образ мужчины – того, кто своей изменой лишил ее воли бороться за потерявшую всякую ценность жизнь. Штабс-капитана Вадима Маслова. Так 85 лет назад, 15 октября 1917 года погибла исполнительница восточных танцев и самая обольстительная шпионка в истории Европы Мата Хари.

"У нее плоскостопие, и она абсолютно не умеет танцевать", – отозвался о своей бывшей супруге шотландский офицер Рудольф Маклид, когда танцовщица Мата Хари уже блистала в самых роскошных салонах Парижа. Слова покинутого мужа можно было бы расценить как обычную досаду, если бы не признание ее самой: "Я никогда не владела искусством танца, а если люди и приходили на мои выступления, то этим я обязана только тому, что первой отважилась предстать перед ними без одежды". Впрочем, изысканность экзотических представлений, которыми Мата Хари околдовывала придирчивую европейскую публику, была на несколько ступеней выше стриптиза в его нынешних формах. Наблюдательность и умение тонко подмечать детали, которые могут впоследствии пригодиться, впервые сослужили хорошую службу будущей звезде сцены и дамского шпионажа в Ост-Индии, куда она попала, еще будучи замужем.

Именно там, в тропиках, устав от бесконечной ревности супруга, который был старше ее на 20 лет и за которого она вышла, лишь бы вырваться из-под опеки строгого дядюшки, леди Маклид, в девичестве – Маргарет Геертруйда Зелле, дочь шляпника из скучной Фрисландии, научилась говорить по-малайски и частенько проводила время, наблюдая за местными танцовщицами. Не выдержав тягот семейной жизни, она стала бредить Парижем. В 1904 году, уже после развода, она оказалась в городе своей мечты, и там двое мужчин дали ей два совета, определивших ее дальнейшую судьбу. Хозяин цирка, где она служила наездницей, намекнул, что отличная фигура и черные косы – самое оно для восточных танцев. А чуть позже, когда Маргарет уже попробовала себя в новом качестве, знаток Индии месье Гримэ пригласил ее в качестве живого экспоната в свой личный музей и придумал экзотическое имя Мата Хари – "око утренней зари". И вот там, среди тигриных шкур и бронзовых статуй танцующего Шивы, случилось доселе невиданное в избалованном чудесами Париже. Под звон колокольчиков и рокот барабана танцовщица постепенно сбросила роскошный костюм и принялась завораживать волнующими изгибами точеного смуглого тела, на котором не осталось ничего, кроме длинных жемчужных бус и браслетов. Впоследствии, уже после своего триумфа в конце января 1905 года в салоне русской певицы госпожи Киреевской, Мата Хари любила рассказывать таинственную историю, как в буддистских храмах Дальнего Востока ее приобщали к священным танцевальным обрядам. Верили ли в эту легенду критики и репортеры, трудно сказать, но писали о ее необычной манере с восторгом. После ее триумфа в прославленном театре "Олимпия" в парижском выпуске "Нью-Йорк геральд" появился такой отзыв: "Невозможно себе представить более благородную постановку индийской религиозной мистерии, чем это было сделано здесь". На самом деле ее "чудо" и уникальность манеры были полнейшей мистификацией. Талантливая голландка просто сумела нащупать и занять пустующую нишу тогдашнего искусства пластического танца, сумев сочетать тантрическую сексуальность с постановочными приемами Европы, популяризовав каноны первой и раскрепостив вторые. Даже знаменитая Айседора Дункан увидела в ней серьезную конкурентку. Сознательно или по наитию, Мата Хари смогла напомнить европейской публике о том, что классическая балерина в пачке и с отточенными па проиграет в энергетике воздействия на массового зрителя исступленности языческой жрицы, танцующей в храме древнего божества без кокона одежд, навязанных ханжеством цивилизации.

Ее чары покорили Париж. В 1905 году газета "Ля пресс" написала: "Мата Хари воздействует на вас не только движениями своих ног, рук, глаз, губ. Не стесненная одеждами, она воздействует игрой своего тела". Золото сыпалось под ноги яванской гетеры голландского происхождения; привыкая к роскоши, она с каждым днем выдумывала все новые капризы для исполнения их своими высокопоставленными обожателями.

Но все хорошее рано или поздно заканчивается. И дочь шляпника в полной мере испытала на себе мораль басни про попрыгунью-стрекозу. 23 марта 1914 года она подписала выгоднейший контракт с берлинским театром "Метрополь" на участие в балете "Похититель миллионов", но премьера, назначенная на 1 сентября того же года, сорвалась – за месяц до этого началась Первая мировая война. Все ее друзья оказались призванными в армию, покровителям ввиду более серьезных дел было уже не до меценатства, а о более или менее пристойных театральных ангажементах не приходилось и мечтать. Оставшись без денег и надежд, Мата Хари смогла добраться до родной Голландии. И тут ей улыбнулась удача: при выходе из церкви она познакомилась с банкиром, которому представилась потерявшейся в жизни русской аристократкой, а тот не только оплатил ее счета, но и послужил гидом, рассказывая о достопримечательностях голландского городка, знакомого Мате Хари с детства. Ну а спустя некоторое время ее, скучающую и рассерженную на весь белый свет, разыскала немецкая разведка в лице консула в Амстердаме Карла Крамера, который считал, что у бывшей танцовщицы есть доступ в высший свет Парижа. После недолгих уговоров она согласилась работать на Германию и стала агентом "Ха 21". Впрочем, окажись на месте посланников кайзера французы или сотрудники разведки даже Кокосовых островов, Мата Хари и им бы не отказала: новое и неизведанное манило само по себе, а хлеб тоже на что-то надо было покупать. Ждать, пока уставшая от войны Европа вновь потянется к чарам эротической пляски непознанного Востока, она уже не могла себе позволить – в 1916 году красавице исполнилось 40 лет.

Получив инструктаж по явкам и использованию симпатических чернил, Мата Хари отправилась в путешествие по Европе, отмечая по дороге векторы перемещения войск. Конечной целью ее разведывательного вояжа был Париж, таковы уж были условия сделки: за мизерную сумму в 20 тысяч франков она согласилась работать только потому, что ей непременно нужно было вернуться в город, где она оставила свое сердце. "Командировка" Маты Хари, в ходе которой она сумела втереться в доверие к французским военным, еще недавно бросавшим охапки цветов к дверям ее гримерной, позволила германскому командованию скрыть подготовку к наступлению на Верден. Ей даже удалось пробраться в запретную фронтовую зону, не обращая внимания на то, что французские и британские спецслужбы уже разгадали все ее "легенды" и намерения, в том числе и главное. Бывшую танцовщицу нельзя было обвинить в отсутствии чувства опасности, прозорливости и умении вовремя уйти в подполье. Но она летела – как мотылек на огонь: та самая запретная зона была в непосредственной близости от курорта Виттель, где в тот момент лечился единственный мужчина, сумевший покорить знаменитую красавицу еще в эру ее оглушительного успеха, – штабс-капитан русской армии Вадим Маслов. Какие уж там инструкции резидента! Мату Хари не насторожило даже то, что добиваться пропуска ее направили к шефу французской контрразведки капитану Ладу.

Из его кабинета она вышла с пропуском и... в качестве агента разведки Франции. "Зачем вы ввязались во все это, вы хотите помочь нам?" – на всякий случай спросил Ладу. В ответ бывшая дива горько усмехнулась: "У меня есть только одна причина. Я хочу выйти замуж за мужчину, которого люблю, и хочу быть независимой". Француз пообещал ей за работу миллион франков, но оговорился, что сначала – задание. Мата Хари не получила даже аванса. Впрочем, пропуск на курорт был для нее дороже. Весь бархатный сезон она наслаждалась близостью своего русского. Но отпуск оказался кратким. 11 декабря 1916 года ее отправили в Мадрид, к старому знакомому, немецкому военному атташе майору Калле, которого полагалось соблазнить и сбить с толку. Трудно судить, насколько убедительно прекрасная голландка играла в любовь по долгу новой службы, храня в сердце истинную привязанность, но одурачить резидента ей не удалось. Всучив ей дезинформацию о липовых маневрах подводных лодок у берегов Северной Африки, майор решил сдать изменницу ее же французским нанимателям. Зная, что его телеграмма будет перехвачена французами, он написал в ней, что Мата Хари – очень ценный для немцев источник, хотя в отчетах самих германских резидентур в Берлин очень часто проскальзывал скепсис в отношении ее способностей, в одном из них даже было прямо сказано, что как агент она практически бесполезна.

Миссия Маты Хари оказалась провалена, но и это ее не остановило. Недолго думая, она снова помчалась в Париж... Елисейские поля зимним вечером казались тусклыми и пустынными, скользили по влажной мостовой отблески фонарей редких экипажей. Русский штабс-капитан снял со своего плеча ее дрожащие пальцы и произнес самое страшное для женщины слово: "Прощай". В посольстве в Париже его предостерегли от продолжения любых контактов с опасной шпионкой. Стараясь не оглядываться, он пошел прочь, оставив ее одну, оглушенную горем, посреди города ее разбитой мечты. Как знать, была ли верность присяге единственной причиной его поступка, или Вадим Маслов просто не мог простить любовнице того, что она принадлежала не только ему одному...

Полтора месяца было у Маты Хари, чтобы справиться с собой, найти силы исчезнуть из рокового города. Но она и не думала прятаться, топя в вине и разгуле тщетную надежду, что чувство к ней пересилит в русском офицере долг послушания военному атташе. Бедная женщина даже не решилась поменять отель, чтобы он не искал ее по Парижу. Но – надежда угасала, а вместе с ней – способности оказаться полезной любой разведке. Мата Хари была уже наполовину мертва. А французские власти, как писала потом пресса, принесли ее в жертву собственной патриотической лихорадке. 13 февраля 1917 года шестеро мужчин в форме зашли в ее номер в парижском отеле, и бывшая королева восточного танца прочла на каменных лицах свой приговор. После показательного суда ее расстреляли в Венсенском лесу. Приговоренная отказалась от повязки на глаза. И с гордо поднятой головой встретила пулю. Одну-единственную. Из 12 стрелков тюремной команды в цель – в сердце – попал только один, остальные выпустили заряды в воздух, увидев в лице этой удивительной женщины нечто такое, против чего ни один мужчина не сможет устоять, если не боится всю жизнь потом терзаться угрызениями совести: свет неистребимой любви, которая может ради одного свидания бросать в бой армии. Наверное, нечто подобное ослепило и посланцев Октавиана, когда те явились требовать у Клеопатры голову ее поверженного возлюбленного в обмен на жизнь и право царствовать дальше.

Но и это еще не конец истории о женщине, чье имя стало нарицательным для тех дам, которые используют свое очарование в служебных целях. Почти столетие спустя, проведя кропотливое расследование, 92-летний ветеран французского Сопротивления Леон Ширманн сделал попытку доказать, что обвинения против нее были во многом сфабрикованы, а представители французской контрразведки давали на суде ложные показания. Жители городка Лейвардена, где в 1876 году родилась женщина-легенда, подали иск с целью ее реабилитации. По словам адвоката истцов Тибо де Монтбриаля, элементы обвинения 85-летней давности не стыкуются между собой. Министерство юстиции заявило, что дело Хари будет "рассмотрено в общем порядке". И это станет поводом еще раз вспомнить судьбу знаменитой шпионки, погибшей, в сущности, в тот момент, когда ей самой уже не хотелось жить.

Выбор читателей