Четыре тройных подставы

Ситуация: в Швейцарию улетает самолет, набитый золотыми слитками. Зачем Швейцарии еще пара центнеров золота? А затем, чтоб можно было снять хорошее кино с отличными актерами!

Грабеж (Heist)
США, 2001, 115 мин.
Режиссер: Дэйвид Мэмет
В ролях: Джин Хэкман, Дэнни Де Вито, Дэлрой Линдо

Если в фильме идет речь о грабителе, то, как правило, мы становимся свидетелями его последнего дела, после которого он намерен завязать окончательно и бесповоротно. Почти никогда нам не рассказывают о начале или зените карьеры. Есть в этом сермяжная правда. Апофеоз жизни и всё такое. И последнее дело почти всегда выдается самым трудным. Напарники норовят кинуть, полиция набралась опыта и дышит в затылок, да и здоровье уже не то. Сорвать куш и – вперед, в Рио, к белым подштанникам!

Джо Мур (Джин Хэкман) как раз в том возрасте, когда человек начинает подумывать о покое. Тем более что во время последней операции он сильно засветился. Надо бы залечь на дно и не отсвечивать пару лет, но местный "авторитет" Бергман (Дэнни Де Вито) настаивает, чтобы Джо провернул еще одно дело. В Швейцарию улетает самолет, набитый золотыми слитками. Ну подумайте сами, зачем Швейцарии еще пара центнеров золота? Сыр, что ли, из него делать? А вот Джо и его друзьям оно весьма пригодилось бы. Решили провести экспроприацию. План разработали хитроумный и дуракоупорный. То есть предусмотрели абсолютно всё, а затем внесли еще три уровня защиты. Что, конечно, от случайностей не уберегло... Ввиду особой ценности куша мы становимся свидетелями двойных, тройных и даже четверных подстав и предательств.

Такие актеры – это именины сердца, вне зависимости от качества фильма. Вроде и нового ничего не делают (может быть, кроме Де Вито). И общая идея затасканная донельзя. Но отдельные включенные в сюжет поворотики и неожиданности, вкупе со скромным обаянием, расцвечивают древнюю историю новыми красками. Дэйвид Мэмет написал сценарии к "Ганнибалу", "Ронину", "Плутовству", "Мы не ангелы", "Неприкасаемым" и многим другим хорошим фильмам. Но тут он переплюнул сам себя. А особенно ему удались короткие диалоги и афоризмы.

– Так что, этот Джо крут?
– Он так крут, что когда засыпает, это овцы его считают.

– Всем нужны деньги, поэтому они и называются ДЕНЬГИ!

– Если он не собирается стрелять, то зачем наставил на меня пистолет? Это как-то неискренне...


Последний поворот на Бруклин (Last Exit To Brooklyn)
США, 1989, 102 мин.
Режиссер: Ули Эдель
В ролях:
Стивен Болдуин, Дженнифер Джейсон Ли, Берт Янг

Когда я был маленький, моя мама была председателем общества книголюбов, поскольку это был чуть ли не единственный способ "отовариться" хорошими книгами. Причем к каждой стоящей книжке в нагрузку давали еще несколько. А что поделать – магазинам нужно было делать план. Сейчас ситуация очень схожая: наши прокатчики закупают блокбастеры, в нагрузку получая еще целый пакет фильмов, который затем выпускают на видео. А что поделать – Голливуду нужно делать план. Причем это не упреки и не ворчание, а вполне объективное наблюдение, навеянное "Последним поворотом на Бруклин". Ну, не близка нам борьба американских профсоюзов начала 50-х. Всё, что нам нужно было узнать о их профсоюзах, мы узнали из "Однажды в Америке". Хотя... Пару десятков кассет я бы в Федерацию независимых профсоюзов России отправил. Пусть опыта набираются.

Нью-Йорк 50-х – не самое комфортное для существования место. Уличные банды, толпы проституток и трансвеститов, забастовщики и штрейкбрехеры. Все перечисленные пьют, ругаются матом, дерутся и бастуют.

Гарри Блэк движется вверх по карьерной лестнице в своем профсоюзе. Он отвечает за проводимую забастовку. Как он сам характеризует работу – халявные еда и выпивка, главное, чтобы чек был. Жизнь только вступила в светлую полосу, как Гарри неожиданно обнаружил в себе гомосексуальные склонности. И всё пошло кувырком – начались прогулы, растраты, поездки на такси, шампанское... не успел только голым при луне сплясать.
А у забастовщика Джо дочь забеременела. Папа не замечал данного чудесного факта до 8-го месяца, поскольку на фигуре это почти не сказывалось.
А местная проститутка Тралала влюбилась в офицера. Раньше она только рядовых обслуживала, а тут вообразила себя чуть ли не светской дамой – и жестоко за это поплатилась.
А у ... дела тоже неважно.
Всё хорошо лишь у молодых гопников, пьющих пиво, грабящих прохожих и не заморачивающихся ни о чем.

Почти что европейское кино. Мусорные кучи, грязь, явно ощущаемая вонь улиц, безысходность. А ведь сперва было даже подумалось, уж не этот ли фильм вдохновил группу "Модерн Токинг" на написание "The Last Exit To Brooklyn". Нет. Не этот.


Ограбление (The Stickup)
США – Канада, 2001, 93 мин.
Режиссер: Роуди Херрингтон
В ролях: Джеймс Спейдер, Лесли Стефансон, Джон Ливингстон

Тут у нас в видеообзоре присутствует еще и "Грабеж" – так то два разных фильма, никак не связанных.

Иной женщине и нужно-то всего ничего. Вот, к примеру, Натали (Лесли Стефансон) из далекого города Ведалия познакомилась в баре с приезжим парнем Паркером (Джеймс Спейдер) – милым, но "ничего особенного". Пригласила домой. Они вместе провели ночь. Yтром, пока Натали еще спала, он ушел. А перед уходом вымыл посуду и сделал уборку. Сие впечатлило Натали до крайности.

А на следующий день в Ведалии ограбили банк. Шумно, со стрельбой и погоней. Вечером Паркер заявился с пулевым ранением. Посмотрела на него Натали, посомневалась, но в полицию звонить не стала. Все ж таки посуду вымыл. Да и уборка, опять же... Видимо, разглядела она за этим скромным хозяйственным поступком мужчину своей мечты.

Чем дальше, тем больше. Паркер оказался полицейским. Он с товарищами гасил наркодилеров в свободное от основной работы время. Деньги оставляли себе – вроде как сверхурочные. Во время последней операции один из них погиб. У Паркера случился нервный срыв, и он уехал в глушь, почти в Саратов. Но неприятности нашли его и тут. Расследование ограбления ведут очень молодой сотрудник ФБР и бывший муж Натали, помощник здешнего шерифа.

Если вы продеретесь через первую половину, то дальше будет легче – и действие становится подинамичнее, и сюжет немного закручивается. Но это – если продеретесь.


Ребенок Розмари (Rosemary’s Baby)
США, 1968, 135 мин.
Режиссер: Роман Полански
В ролях: Миа Фэрроу, Джон Кассаветис, Рут Гордон

"Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку" (из рецензии А.С.Пушкина на фильм "Ребенок Розмари")

Розмари и Гай Вудхаус – молодая пара, переехавшая в старинный и престижный дом в центре Нью-Йорка. Гай – начинающий актер, Розмари – домохозяйка. В перспективе – успех и дети.

А за стеной у них жила пожилая пара. Мини и Роман Каставет. Милые на первый взгляд старички оказалась дьяволопоклонниками и опытными колдунами (из тех, что легко могут изгнать полтергейст или менее опытных колдунов). Розмари Каставетов сразу невзлюбила, а Гай, напротив, очень с ними сдружился.

Через некоторое время Мари забеременела (правда, зачатие произошло при обстоятельствах странных, если не сказать больше). И тут с соседями не стало никакого слада. Толкутся в квартире целыми днями, друзей своих приводят, лезут с помощью и советом, поят Мари какими-то странными отварами... В общем, через некоторое время у Розмари стали появляться параноидальные мысли: "А чего это они такие добрые? А не хотят ли они моего ребеночка зарезать?" Но, как сказал один умный человек: "Если я параноик, это не значит, что за мной не следят".

"Ребенок Розмари", часто сравниваемый с "Изгоняющим дьявола", считается классикой жанра ужасов. Хотя фильмы сняты примерно в одно время и оба базируются на книгах, они сильно разнятся. "Изгоняющий" изначально мрачен, суров и серьезен. Зрителя там пугают с первых кадров, и пугают удачно. "Ребенок" несет на себе печать гения Полански, и в любой момент напряжение может смениться хохмой или шуткой. Действие же происходит все время при свете дня. Однако эти фильмы действительно близки. Близки тем, что сняты очень талантливо, не побоимся этого слова, – почти гениально.


Кассеты предоставлены компаниями "Союз" и "Премьер-видео".

Читайте также

Выбор читателей