Американские грабли для русского бизнеса

"Вимм-Билль-Данн" собирается сделать наемных топ-менеджеров своими акционерами. Некоторым компаниям в США такой метод стимуляции управленцев обошелся слишком дорого

Крупнейшая российская пищевая компания "Вимм-Билль-Данн" собирается запустить программу опционов для своих топ-менеджеров и разместить среди них до 3% уставного капитала. Практически с самого начала своего существования ориентирующийся на американские стандарты управления производитель соков и молочных продуктов рассчитывает таким образом сделать руководителей компании более заинтересованными в повышении ее рыночной капитализации. А заодно еще раз продемонстрировать потенциальным иностранным инвесторам приверженность западному пути развития, повысив тем самым в их глазах инвестиционную привлекательность компании.

Это уже не первый нетипичный для российского бизнеса ход компании. Несколько месяцев назад, готовясь к размещению своих ценных бумаг на Нью-йоркской фондовой бирже, "Вимм-Билль-Данн" обнародовал точную структуру акционерного капитала с указанием конкретных долей, принадлежащих тому или иному акционеру. Более того, он не побоялся даже сообщить сведения о криминальном прошлом одного из своих совладельцев.

Подробности опционной программы пока неизвестны. Их опубликование приурочено к собранию акционеров, которое должно состояться в конце января. Предположительно цена исполнения опционов будет значительно выше рыночной, чтобы вознаградить управленцев и дать им дополнительный стимул к увеличению рыночной стоимости компании. Предназначенные для менеджеров акции будут переданы специально создаваемой компании "ВБД ЭСОП Лимитед", которая, скорее всего, будет базироваться в одном из оффшоров для последующего их размещения "по частным рукам" в соответствии с заслугами.

Вместе с тем, копирование отечественными компаниями западных схем стимулирования топ-менеджмента несет в себе серьезные риски. Предоставление высшему руководству предприятий возможности приобретения собственных акций до недавнего времени действительно было весьма распространенным на Западе способом мотивации управляющего персонала. Однако, как показала прошлогодняя череда корпоративных скандалов, потрясших США, данная практика оказалась палкой о двух концах. Стремление топ-менеджмента искусственно вздуть цену акций, ради получения личной выгоды стало одной из основных причин финансовых проблем таких индустриальных гигантов, как Enron, WorldCom, Xerox. Сведения о манипулировании руководителями этих компаний финансовой отчетностью и завышении реальных показателей рыночной стоимости повергли в шок деловую общественность и подорвали доверие к ценным бумагам крупных корпораций. Между тем, "липовые" цифры помогли, например, бывшему финансовому директору Xerox Барри Ромерилу продать в 1999 г. принадлежащие ему акции за $8 млн, получив чистую прибыль в размере $1,2 миллионов. Чтобы замять скандал, компании пришлось выплатить самый крупный в американской истории штраф за искажение бухгалтерской отчетности - $10 млн, а ценные бумаги компании благодаря подобным махинациям потеряли более 80% своей стоимости. Масштабы и распространенность финансовых афер заставили правительство США лично поучаствовать в разгребании грязного белья и ужесточить законы. Несколько высокопоставленных махинаторов были привлечены к суду, хотя и сумели выкрутиться. Руководимые же ими компании в большинстве случаев становились банкротами.

Выбор читателей