Второго IPO в России пока не будет

Холдинг "Аптечная сеть "36,6" заявил, что в конце января разместит 20% своих акций на ММВБ. Энергичные фармацевты утверждают, что речь идет о втором IPO в истории российского рынка

Холдинг "Аптечная сеть "36,6" заявил, что в конце января разместит 20% своих акций на ММВБ. Энергичные фармацевты утверждают, что речь идет о втором IPO (первичное предложение акций инвесторам) в истории российского рынка. Шансы обернуться грандиозным провалом у "IPO номер 2" уже появились.

Во-первых, компания абсолютно непрозрачная, и даже накануне IPO она предоставила и медийному и бизнес-сообществам только приблизительные данные лишь о некоторых аспектах своей деятельности. К примеру, инвесторам строгие аптекари не позволили узнать ни об объеме продаж, ни о ее прибыли в 2002 году. Сеть обещает предоставить какие-то цифры только "в марте-апреле" - то есть, уже после того, как акции будут проданы на рынке. Европейцы, на энтузиазм которых, очевидно, рассчитывает руководство "36,6", явно не привыкли к такому поведению эмитентов.

Во-вторых, проспект эмиссии ценных бумаг ОАО "Аптечная сеть 36,6", честно говоря, ставит в тупик. Так, в разделе "Данные об эмитенте" владельцы "36,6" указали среднесписочную численность своего персонала - 2 человека, на которых, видимо, приходится нечеловеческая нагрузка. На этом белые пятна в биографии "36,6" не заканчиваются. Генеральный директор фирмы Артем Бектемиров до конца июля 2002 г. не получил ни одной копейки в виде заработной платы, премии или комиссионных (хорошо хоть не штрафовали). Нет в документах никакого упоминания ни об аудиторах, ни о дочерних предприятиях.

В-третьих, аналитики упорно повторяют, что половину своей прибыли сеть делает на продаже онкологических препаратов Минздраву России ("36,6" принадлежит крупный производитель таких препаратов - "Лэнс-фарм"). И дело даже не в том, что препараты эти сертифицированы только по российскому, а не по европейскому стандарту (то есть лучше их не потреблять), дело в том, что компания, которая делает половину своей прибыли лишь благодаря госзаказу, автоматически резко снижает свою рыночную стоимость. Даже в цивилизованных странах госзаказы не считаются показателем высокой рыночной эффективности. Как получить подобной заказ в России, хорошо известно, и вряд ли приведет инвестора в восторг.

В-четвертых, "36,6" окутана интригующей информационной блокадой. Характерно, что даже андеррайтер – голландский ING Bank – отказывается предоставлять какую-либо информацию о своем клиенте. Не очень склонны комментировать смелую инициативу "36,6" конкуренты и аналитики. "Второе IPO" начинается в атмосфере строжайшей секретности. До сих пор считалось, что подобная секретность для выходящего на IPO игрока губительна. Конечно, у аптекарей могут быть свои ноу-хау.

Но, кажется, что даже сами владельцы аптечной сети не уверены в том, что без проблем сумеют разместить свои акции на рынке. Не случайно, что планируемое размещение пройдет с помощью закрытого аукциона, а количество участников определит совет директоров сети "36,6". Кроме того, руководство компании не исключает возможности продажи дополнительно опциона в размере до 280 тысяч акций для "стабилизации курса" ценных бумаг холдинга. Без стабилизации, похоже, и в правду, не обойдется.

Выбор читателей