День рождения дамы без возраста

Она - настоящая легенда. Пела с Вертинским и Петром Лещенко, помнит русский эмигрантский Париж и мрак коммунистического Бухареста. А сегодня у Аллы Николаевны Баяновой – день рождения. Она отмечает его рядом с нами, в Москве, на Арбате. И она по-прежнему в строю

Она - настоящая легенда. Пела с Вертинским и Петром Лещенко, помнит русский эмигрантский Париж и мрак коммунистического Бухареста. А сегодня у Аллы Николаевны Баяновой – день рождения. Она отмечает его рядом с нами, в Москве, на Арбате. И она по-прежнему в строю.

Алла Баянова: Я всю жизнь мечтала вернуться в Россию, и папа завещал мне это.

"Yтро": А где Вы родились?..

А.Б.: В Кишиневе, который наша семья покинула после событий 1917 года. Папа - оперный певец - устроился работать в Париже в театр Никиты Балиева, которому принадлежало в Москве кабарэ "Летучая мышь". У папы был прекрасно поставленный голос – он учился в Италии - и великолепные актерские данные. Оставив театр Балиева, папа пел в баре "Казбек", где и я начинала 80 лет назад.

"Казбек" был лишь началом, а потом я пела в баре "Казанова", где меня увидел Вертинский и пригласил в свой ресторан "Большой Московский Эрмитаж". Я стала выступать там, и каждый раз Александр Николаевич подносил мне букет пунцовых роз. Это было всегда так трогательно. А еще он посвятил мне песенку про Люси – маленькую собачку.

"Yтро": А каким вам вспоминается тот Париж?

А.Б.: Я очень любила парижский дух, любила актеров, их жизнь - как и мой папа. Только вот мама расстраивалась, потому что мы с отцом возвращались часто под Yтро, как говорится, шумною толпой, ибо за папой шли его поклонницы, которых он еще и в дом приглашал и угощал, а мы были вовсе небогаты… Мама вообще не хотела, чтобы я выступала. Но я стала певицей. Правда, "Эрмитаж" пришлось оставить, так как папа получил контракты в Белграде, потом на Ближнем Востоке, и я ездила с ним, пока не осела в Бухаресте, где встретилась с Петром Лещенко, который открыл свой ночной ресторан "Русский павильон". Ресторан был очень популярен, и я пела у Пети - замечательного человека и прекрасного певца. Многое из его репертуара и я пою - "Журавли", "Стаканчики граненые"...

Я вышла замуж за Жоржа Ипсиланти, который руководил в ресторане Лещенко оркестром, потом были другие браки. А Лещенко женился на Вере Белоусовой, которую встретил в Одессе, когда выступал там в годы войны.

"Yтро": А как он попал в СССР?

А.Б.: Одесса была оккупирована немцами, а Пете так хотелось снова увидать родину, услышать родную речь, и он поехал. И, конечно, ему этого потом не простили. После войны арестовали, и он сгинул в концлагерях. Кстати, я тоже год провела в лагерях - за то, что пела русскую песню.

"Yтро": А как к вам отнеслись в коммунистической Румынии?

А.Б.: Чаушеску меня терпеть не мог. Было очень трудно, но все же я пропагандировала русскую песню и романс и записала семь дисков.

"Yтро": Вы, ведь, даже выезжали за границу…

А.Б.: Да, но нечасто. Я выступала в Париже, ездила в Зальцбург, где останавливалась у замечательного русского баритона, исполнителя русских народных песен Бориса Рубашкина. Но мечтала я о России.

"Yтро": А когда вы приехали впервые?

А.Б.: В 1976 г., в составе румынского эстрадного ансамбля. Потом была в Риге на юбилее известного певца Константина Сокольского, где встретилась с сыном Оскара Строка – знаменитого автора многих танго. Благодаря изменениям в России, я смогла вернуться на родину, стала петь, записываться, объехала пол-России. У меня появилось много друзей и поклонников. Отец говорил мне: "Ты должна вернуться в Россию". И это случилось. И для меня это огромное счастье.

Выбор читателей