"Иркутскэнерго" - все на продажу?!

В повестку дня заседания правительства 17 июля включен вопрос о продаже в 2004 г. госпакета акций компании "Иркутскэнерго". Таким образом, в этой истории, длящейся уже несколько лет, возможно, будет поставлена точка




В повестку дня заседания правительства 17 июля включен вопрос о продаже в 2004 г. государственного пакета акций компании "Иркутскэнерго". Таким образом, в этой истории, длящейся уже несколько лет, возможно, будет поставлена точка. Напомним, что на сегодняшний день "Иркутскэнерго" занимает второе место в России по производству тепловой и третье – по производству электрической энергии. Установленная мощность равна 12881,6 МВт. Активы государства составляют 40% акций компании. Сейчас стоит вопрос: "Что с ними делать?" На прошедшем в аппарате правительства обсуждении уже разгорелся спор, стоит ли эти акции полностью продавать. Как это соотносится с имеющимся законодательством и насколько выгодно для государства, мы попросили рассказать старшего эксперта по энергетике Института финансовых исследований Олега Ордина.

"Yтро": Олег Валентинович, что собой представляет "Иркутскэнерго" и каковы его отношения с государством?

Олег Ордин: С "Иркутскэнерго" ситуация сложная, потому что руководство области в свое время сумело сделать так, чтобы госпакет не достался РАО "ЕЭС России". К тому же они смогли получить Иркутскую и Братскую ГЭС, хотя на самом деле по указу президента от 1992 г. "О приватизации" эти станции должны были находиться в федеральной собственности. Не полностью, но госпакет должен был составлять 49%. И есть информация, что "Иркутскэнерго" даже не взяло их себе на баланс, и на них не начисляется амортизация. Поэтому и получается тариф ниже – гидростанции работают, а плотины неизвестно чьи.

По действующему законодательству, государство должно контролировать 75% плюс 1 акция в Федеральной сетевой компании и в системном операторе. Контрольный пакет акций гидрогенерирующих мощностей тоже должен принадлежать государству. Но на сегодня реальность такова: сейчас у государства 40% акций "Иркутскэнерго", которое владеет магистральными сетями. По закону и по концепции "5+5", все магистральные сети должны перейти в ФСК с соблюдением корпоративных процедур. И вроде бы само руководство "Иркутскэнерго" заявляло, что активы будут разделены на сетевые, генерирующие и остальные. И тогда государство могло бы получить больше акций в компании, которая будет образована на базе магистральных сетей. А если государство сейчас будет продавать свой пакет, то, естественно, магистральные сети так и останутся у "Иркутскэнерго". И даже если государство как-то договорится с ними о выводе сетей в ФСК, то все равно для государства точно не остается места в пакете акций гидроэлектростанций.

"Y": Если государство намерено вообще отдать "Иркутскэнерго" в частные руки, то что это за руки и можно ли продать госпакет за приличную сумму?

О.О.: Всем очевидно, что идет очень сильное лоббистское давление со стороны акционеров компании - "РусАл" и "СУАЛ", которые хотят полностью получить контроль над "Иркутскэнерго" - для них это очень важно. Гидростанции обеспечивают низкие тарифы для расположенных там предприятий алюминщиков. А к тому же, если позже заработает рынок электроэнергии, то они смогут поставлять электроэнергию другим предприятиям в других регионах. У "СУАЛа" начинается строительство большого предприятия на Северном Урале, и ему там понадобится дешевая электроэнергия. Поэтому сейчас и идет очень сильное давление.

А еще важна рыночная капитализация. На 21 июня текущего года капитализация "Иркутскэнерго" составляла около $430 миллионов. Для сравнения: в 1997 г. - $1,86 миллиарда. Исходя из этой оценки, стоимость 40-процентного пакета акций сегодня составляет всего $170 миллионов. Очевидно, что в настоящее время компания сильно недооценена. Существующие цены на акции "Иркутскэнерго" не могут служить ориентиром стоимости компании.

Кроме того, алюминщики, владея пакетом в 40%, совершенно не хотят разделять "Иркутскэнерго" по той модели, которая законодательно принята в отношении РАО "ЕЭС". Это тоже означает определенные риски.

"Y": Так стоит ли выставлять на продажу госпакет при таких условиях?

О.О.: Мое мнение – этот пакет продавать нельзя. Государство должно включить "Иркутскэнерго" в общую схему реформы электроэнергетики, чтобы, в конце концов, получить магистральные сети, региональное диспетчерское управление и контроль над гидроэлектростанциями. Как и записано в законах по реформе электроэнергетики, принятых парламентом в эту весеннюю сессию.

"Y": Какова вероятность того, что "Иркутскэнерго" все же попадет в список объектов, подлежащих приватизации в 2004 году?

О.О.: Трудно сказать, это уже не экономика, а политика. Но сам факт, что этот вопрос поставлен в повестку дня правительства, говорит о том, что у алюминщиков очень сильные позиции. И они постараются купить хотя бы еще 15% акций, чтобы получить контрольный пакет. Тогда они полностью заберут компанию в свои руки, и государство, обладая лишь 25% акций, уже не сможет вернуть контроль над "Иркутскэнерго".

Выбор читателей