Кому достанется "воздушная калитка" России

В ближайшее время в Москве будет создан крупный транзитный узел, в котором стыкуются международные рейсы. Не стоит и говорить о том, какие выгоды это сулит аэропорту, на который падет выбор




Возрождение пассажирского авиатранспорта, похоже, имеет шансы стать одним из главных элементов государственной экономической политики. Некоторое время назад премьер-министр РФ Михаил Фрадков поручил Минтрансу в течение трех-четырех месяцев подготовить концепцию, предусматривающую создание в Москве крупного хаба (транзитного узла, в котором стыкуются международные рейсы). Идея выглядит весьма перспективной, а главное - прибыльной. Географическое положение Москвы позволит ей принять на себя значительную часть потоков, следующих из Европы в Восточную Азию и Китай, а это, в свою очередь, даст возможность мировым авиаперевозчикам заметно сократить протяженность маршрутов, а следовательно, и собственные издержки. Не стоит говорить и о том, какие выгоды это сулит самому аэропорту, на основе которого и будет функционировать подобный хаб.

В подтверждение серьезности намерений правительства министр транспорта РФ Игорь Левитин отметил, что речь идет в том числе и о государственных инвестициях в развитие инфраструктур аэропортов. По имеющимся данным, в возможность сделать Москву важнейшим мировым транзитным пунктом власти готовы вложить около $500 миллионов. В связи с этим не трудно было догадаться, что главными претендентами на будущие барыши были названы аэропорты Домодедово и Шереметьево.

По мнению экспертов, основным кандидатом на роль хаба остается все же Шереметьево, традиционно считающийся главными международными воздушными воротами России. Географические и климатические условия того места, где 45 лет назад был построен аэропорт, являются оптимальными для приема пассажирских судов. По этой причине в СССР приоритетное развитие получил именно Шереметьево, оставив Домодедово второстепенную роль грузового дублера. Сейчас же, по словам главы "Аэрофлота" Валерия Окулова, создать в Шереметьеве хаб возможно, только построив новый терминал – Шереметьево-3. Решение об этом принято достаточно давно, но из-за непрекращающихся споров относительно того, кто и на каких условиях займется строительством нового терминала, а кто обслуживанием двух старых, работы до сих пор не начаты.

Тем не менее это обстоятельство вовсе не снижает накала страстей. Некоторое время назад в прессе появились сообщения о том, что в роли одного из кандидатов на управление аэропортом Шереметьево обозначилась фигура Дмитрия Каменщика - главы группы "Ист Лайн", управляющей аэропортом Домодедово. Напомним, что еще совсем недавно считалось, что Шереметьевский авиаузел окажется в совместном управлении "Альфа-групп" и "Аэрофлота".

Кроме того, по данным СМИ, к продвижению "Ист Лайна" в качестве управляющей компании Шереметьева причастен сам министр экономики Герман Греф, выступающий против идеи конкурса. По данным авторов публикации, это подтверждает и факт присутствия г-на Каменщика на недавно проведенном Грефом совещании, посвященном Шереметьеву. Заметим, что это далеко не первое "аэропортное" дело Германа Оскаровича. До этого ему уже приходилось заниматься "перераспределением" аэровокзалов, причем не без участия все того же "Ист Лайна".

Напомним, что приватизация Шереметьева была запланирована на 1998 год. Тогда одним из наиболее серьезных претендентов на владение аэропортом выступало московское правительство. В результате Госкомимуществу и московской мэрии удалось договориться о передаче Москве 51% акций Шереметьева в качестве компенсации за исполнение столичных функций. Однако реализации этой договоренности помешал августовский кризис. По его окончании столичные власти попытались вернуться к вопросу раздела, но председатель Совета директоров Шереметьева, министр экономического развития Герман Греф убедил Юрия Лужкова отказаться, пообещав Внуково. Тогда на этот аэропорт претендовала и группа "Ист Лайн". "Мы, посовещавшись с Франком (тогда министр транспорта), решили, что, отдав аэропорт Каменщику, рискуем получить крупного аэропортового монополиста, - цитирует слова Грефа газета "Известия". - Хотя то, что Каменщик сделал в Домодедово, заслуживает большого уважения".

Отбившись от сильного претендента в лице московских властей, передав ему не столь стратегически важный внуковский аэропорт, самый лакомый кусок - Шереметьево - Греф фактически оставил на потом. И вот, похоже, время проявить то самое "большее уважение" настало.

В околоавиационных кругах уже достаточно давно ходят разговоры о планах главы "Ист Лайна" создать суперкомпанию. С учетом последних событий есть все основания считать, что сегодня эти идеи могут оказаться как никогда близки к своей реализации. Так, совсем недавно "Ист Лайн" заявил о продаже одноименной авиакомпании с парком из более чем 20 самолетов. С нее "Ист Лайн" начинал свой бизнес в первой половине 1990-х годов. Покупателем, по данным газеты "Ведомости", стал совладелец грузовой авиакомпании "Тесис" Алексей Куимов. Покупка бизнеса "Ист Лайна" позволила ему стать монополистом по перевозкам грузов из Китая.

Ряд экспертов высказываются за то, что продажа хорошо поставленного и прибыльного бизнеса связана отнюдь не с желанием дальнейшей модернизации и без того достаточно современного аэропорта Домодедово. Основная ее цель - аккумулировать необходимую сумму для получения других активов, каковыми вполне может оказаться Шереметьево. Предполагается, что денег от продажи авиакомпании хватит для покупки 50%-й доли в "Альфа-Шереметьево", выигравшей конкурс на управление аэропортом. Ряд СМИ приводят слова известного депутата и крупнейшего совладельца "Аэрофлота" Александра Лебедева о том, что "Альфа-групп" готова продать этот пакет.

В итоге мы имеем все шансы увидеть, как на наших глазах состоится формирование крупного монополиста, о недопустимости появления которого говорил все тот же Герман Греф. Во что выльется такая монополия для авиакомпаний и простых пассажиров, догадаться не трудно. Не секрет, что обслуживание в вотчине "Ист Лайн" - Домодедове - отнюдь не самое дешевое. В условиях монополии ничто не помешает владельцам устанавливать на свои услуги такие тарифы, которые они сочтут нужными. А значит, черномырдинское "хотели как лучше, получилось как всегда" может вполне относиться и к этой теме.

Выбор читателей