Город-сказка. Город подонков

"Гнев" – история про город, где коррумпированные полицейские управляют подонками без чести и совести, а всеми остальными правит страх и жажда наживы. Но с нами такого случиться не может. Это просто страшная сказка, не так ли?

Гнев (Man On Fire)
США, 2004
Режиссер: Тони Скотт
В ролях: Дензел Вашингтон, Дакота Феннинг, Кристофер Уокен, Марк Энтони





Золотые годы Голливуда прошли давным-давно. В теперешнюю эпоху супергероев из комиксов дела человеческие остались уделом избранных да "независимых". Если же за подобное берется режиссер из "высшего эшелона", такой, как Тони Скотт, то в дело вступает своеобразный прием умолчания: мы покажем вам страшную сказку про город, где коррумпированные полицейские управляют подонками без чести и совести, а всеми остальными правит страх и жажда наживы. Но все это происходит не здесь, рядом с вами, а в тридевятом царстве – тридесятом государстве.

В тридевятом царстве – тридесятом государстве, а проще говоря, в Мехико-сити, где не только ночью, а и днем ходить страшно, жила-была девочка (Дакота Феннинг). Жила она в большом красивом доме, с красивыми мамой и папой. Только мама и папа боялись, что девочку могут украсть, и наняли для нее телохранителя – угрюмого негра (Дензел Вашингтон), который надирается по вечерам и не расположен к пустым беседам. Но девочку все-таки крадут, и телохранителю ничего не остается, кроме как выполнить свой долг до конца.

Тони Скотт снимает правильное, крепкое, честное, насколько это только возможно в Голливуде, кино. Со значимыми, но ненавязчивыми детальками – птичками да медвежатами и условно-шаблонными фразами вроде "Она показала ему свет в конце тоннеля", "Вы не были женаты? Тогда вы не знаете правду жизни" и даже хрестоматийной "Месть – это блюдо, которое лучше подавать холодным". Смысл заезженных фраз здесь – в их иронии. Когда человек, стоящий за многочисленными похищениями детей, говорит одинокому алкоголику, который поневоле взял на себя роль мстителя: "Самое важное в жизни – это семья".

"Поневоле" – вообще ключевое слово для "Гнева". Это история, в которой за борьбой людей и группировок встает борьба с судьбой или, на худой конец, ее нынешним воплощением – злосчастной игрой обстоятельств. Мелкие людские делишки запутанны, но дело вовсе не в них, а в неумолимом роке, который заставляет людей обманывать, красть, калечить и убивать. В итоге же все оказывается замешано, как и подобает, на старом карточном долге.

"Гнев" сочетает в себе классическое прекраснодушие Джона Форда и легкое шекспировское дурновкусие – пристрастие к экзотическим местам, привидениям и красному цвету. Страсти кипят, и раздувают их женщины, которые оказываются в этом мире сильнее мужчин. Голосом леди Макбет мать похищенной девочки возглашает: "Убей его!", а любовница злодея по кличке "Голос" холодна и высокомерна, несмотря на приличный срок беременности.

С другой стороны, все как-то уж гладко выходит и в этом тридесятом царстве. Журналистка-правдолюб сразу даст отпор полицейским, покрывающим коррупцию, и не поддастся на угрозы тех, кто хочет, чтобы она замолчала. Кровавая ниточка приведет упертого телохранителя прямо к цели, а во время процедуры обмена похитители, верные голливудскому кодексу чести похитителей, переждут трогательную сцену прощания героя со спасенной крошкой, и только потом упрутся ему в грудь красной точкой прицела.

Снимая относительную экзотику, хамелеон Скотт мимикрирует, как и Стивен Содерберг в "Трафике", под "местный колорит". Картинка скачет, мигает и подергивается, детский крик становится вороньим карканьем, а камера останавливается максимум минуты на две – только чтобы взять передышку крупным планом.

На крупных планах в Дензеле Вашингтоне сразу угадывается будущий дважды лауреат премии "Оскар". Он даже и нос морщит как-то по-особому, с прицелом на награду. А еще недавно возившаяся с живым поросенком в "Городских девчонках" Дакота Феннинг обещает в будущем стать дурнушкой "с изюминкой" – и отличной актрисой.

Смотрите фильм "Гнев" на языке оригинала в кинотеатре "Америка-Синема".

Выбор читателей